"Наша жизнь в опасности"

Под окнами домов жителей села в Ингушетии прокладывают федеральную трассу

Житель ингушского села Гамурзиево Зураб Албогачиев оспаривает изъятие части своего земельного участка под строительство трассы М-29. Дело тянется с 2011 года. Тогда селяне впервые услышали от организации-подрядчика Росавтодора, что новая дорога пройдет по их собственности. Им говорили о полном выкупе земли, прилегающей к дороге.

Геодезисты сделали опись имущества, включая недвижимость и деревья по 70 м по обе стороны трассы. Однако уведомление, присланное подрядчиком упрдор "Кавказ" в 2019 году перечеркнуло стартовые договоренности. Федеральное дорожное агентство издало распоряжение об изъятии для нужд РФ земли и строений под строительство и реконструкцию дороги М-29 "Кавказ" из Краснодара до границы с Азербайджаном. Но теперь речь шла о выкупе 6,57 соток – это примерно четверть участка Албогачиевых, по которой непосредственно проляжет трасса. Владельцы с этим не согласились.

Согласно градостроительным правилам и строительным нормам, расстояние от края проезжей части магистральных дорог до линии жилой застройки следует принимать не менее 50 м, а при условии применения шумозащитных устройств, обеспечивающих требования СНиП 11-12-77, – не менее 25 м.

По словам гамурзиевцев, выкупить государство должно по рыночной цене именно 25-метровую полосу участка, а не только ту, где проляжет асфальт.

Дом Албогачиева находится в трех с небольшим метрах от края будущей дороги. В марте его мать Марьям, собственница участка, обратилась в Магасский районный суд с требованием остановить строительство вплоть до урегулирования правовых вопросов с выкупом.

Вред непосредственной близости трассы для обитателей дома очевиден, считает Албогачиев: "Ездят большегрузы, возят пропан, горючие смеси. В случае аварии наша жизнь в опасности. Помимо этого, звукопоглощающий экран, что обещают поставить между домом и дорогой, закроет солнечный свет в наши окна, а вибрация от проходящего транспорта все равно будет ощущаться. Сейчас укладчик работает в десятках метров от нас, а в кухне посуда трясется и стекла в окнах, вот-вот пойдут трещины. С дорогой наш дом быстро станет непригоден для жизни".

Он объясняет, что оставшийся клочок земли обесценится. Те, у кого магазины вдоль трассы, лишатся бизнеса в результате сделки, а упущенную выгоду им никто не возместит.

В полемику с представителями Роставтодора вступили и другие землевладельцы Гамурзиево. Всем, кто возражал против удобного ведомству раздела, в том числе Албогачиевым, предложили по 156 тысяч рублей за каждую сотку выкупаемого участка. Тем, кто живет рядом, по той же улице, но не спорил – по 500 тысяч 800 рублей. Оценщиком выступило ООО "Межевой земельный центр".

Жители села обращались в генпрокуратуру с просьбой проверить законность действий управления федеральных автомобильных дорог "Кавказ", которое является ответственным исполнителем по строительству.

"Ваше коллективное обращение, поступившее из УФСБ России по Ингушетии о многочисленных нарушениях законодательства при строительстве автодороги 'Кавказ', направлено для рассмотрения в прокуратуру республики", – ответила надзорная инстанция. Дальше – тишина.

"Те, кто получил оценку втрое ниже рыночной, 156 тыс за сотку, оказались меж двух огней, – говорит Албогачиев. – На словах представитель оценщика сказал, что если согласимся со схемой раздела, то предложат нормальную цену, но мы получим трассу под боком. Некоторые собственники и вовсе лишатся выезда со двора. А если откажемся, то придется судиться насчет раздела и реальной стоимости земли, проводить экспертизу за свой счет".

Директор ООО "Межевой земельный центр" Юрий Алексеюк заявил "Кавказ.Реалии", что если дорога строится через населенный пункт, то отступать от домов 25 метров законодательство не требует: "Дороги в населенных пунктах могут проходить рядом с домами, заборами и ничего страшного не происходит. В Краснодаре, в Сочи так строят. А бывает, люди ставят дома, не отступая от дороги 25 метров. Спросите, почему они не соблюдают нормы строительства. Полагается от асфальта полтора-два метра в обе стороны на “бровку”. СНиПы, о которых вы говорите, были установлены тридцать лет назад, а сейчас придумали экраны для шумоизоляции вдоль дорог и соблюдать расстояния не обязательно. Экран строится вдоль границы полосы отвода".

Относительно выкупной цены за землю Алексеюк пояснил, что будет произведен пересчет, организация составит бумаги с новой суммой и ознакомит собственников для подписания соглашения. Около ста соглашений в Ингушетии уже подписано, утверждает собеседник.

Но не факт, что сотки на двух соседних участках будут оценены одинаково, добавил Алексеюк: "Соседние участки могут стоить по-разному. Есть свои нормативы, правила и критерии оценки".

Албогачиев тем не менее настроен судиться. Он полагает, что исчерпал шансы отстоять судьбу участка в досудебном порядке. Заседание назначено на середину мая.