"Они всех жителей посёлка считают пособниками террористов"

Въезд в поселок во время спецоперации, фото их архива

Кассационный суд в Пятигорске подтвердил факт проживания семей Агаева и Сидикбеговой в дагестанском посёлке Временный на момент проведения там спецоперации в 2014 году. Теперь они могут претендовать на компенсацию за порчу имущества.

Магомеду Агаеву и Разият Сидикбеговой пришлось доказывать факт проживания их семей во Временном. МВД исключило их из списка на компенсацию, так как они не были там прописаны. Как рассказал "Кавказ.Реалии" авдокат Шамиль Магомедов, представляющий их интересы в суде по соглашению с правозащитным центром "Мемориал", процедура доказывания факта проживания происходит в судебном порядке. Так, в Унцукульский районный суд были поданы соответствующие заявление по пяти семьям (в том числе Агаева и Сидикбеговой).

МВД было привлечено в качестве третьего лица, так как именно этот орган занимается регистрацией граждан по месту жительства. Районный суд признал факт проживания заявителей в посёлке. Однако Верховный суд Дагестана отменил это решение по всем пяти семьям.

По словам адвоката, для доказывания факта проживания заявителей в посёлке они приводили в суд прописанных там свидетелей. Для кого-то из заявителей брали справку из пенсионного фонда о том, что он именно там получал пенсию, для кого-то получали справку из местного детского сада о том, что его ребенок её посещал в период проведения спецоперации. Так же были получены справки из администрации села Гимры (Временный сейчас является частью этого села) о том, что человек проживал по какому-то адресу.

По мнению адвоката, ВС Дагестана отменил решение районного суда под нажимом МВД: "Министерство в суде даже не пыталось доказать, что они там не проживали, а просто требовали отменить решение районного суда. Им просто нужно было, чтобы люди не получили компенсации. Логика в том, что они всех жителей этого посёлка считают пособниками террористов. Ещё для того, чтобы скрыть реальный масштаб бедствия, по сути они снесли весь посёлок. Ведь эти документы потом идут в Минфин России".

Решения ВС республики были обжалованы в Пятый кассационый суд, который в итоге их отменил (пока по двум семьям). По словам Магомедова, в своём решении кассационный суд указал, что ВС Дагестана сослался на отсутствие доказательств (проживания этих семей в посёлке), в то время как доказательства в деле были.

Житель Временного Магомед Агаев рассказал "Кавказ.Реалии", что он родом из Гимры, но зарегистрирован в Буйнакске. На момент проведения КТО он с семьей три года проживал во Временном, снимая там квартиру. Они переехали туда, чтобы присматривать за его престарелыми родителями. Его дети ходили в школу в Гимрах, жена и он работали в местной школе.

По словам Агаева, все члены его семьи изначально были внесены в список на компенсации, однако МВД исключило его, сына и младшую дочь, так как они были прописаны в Буйнакске. Прописанные в Гимры жена и старшая дочь остались в списке.

"То, что у нас было в квартире, мы ничего не нашли после спецоперации. Когда мы туда переезжали, завезли туда мебель и все что было нужно, мы же туда переехали на долго. В итоге мы там ничего не забрали, под ноль всё. Комиссия посчитала, что у нас полная потеря имущества", – делится Агаев.

Как писал "Кавказ.Реалии", в декабре прошлого года правительство выделило 58 млн рублей для компенсации жителям Временного уничтоженного движимого имущества (бытовую технику, мебель и т.д.) из расчета 50 тысяч рублей за частичную и 100 тысяч за полную утерю имущества на человека. Всего компенсаций добились 630 человек.

Жители Временного ещё не получили компенсации за поврежденное недвижимое имущество - разрушенные дома. Правозащитный центр "Мемориал" продолжает добиваться и этих компенсаций.

Спецоперация в посёлке Временный проводилась с 18 сентября по 26 ноября 2014 года. Жителей на время КТО вынудили покинуть посёлок. Как заявляли правозащитники, в посёлке происходили повальные грабежи и преднамеренное уничтожение имущества со стороны силовых структур.