"Чтобы достучаться до религиозных чувств"

Памятная акция, посвященная годовщине депортации, Дагестан, фото из архива

Представители чеченцев из Новолакского района Дагестана обсудили проблему восстановления Ауховского района с председателем Совета алимов Северного Кавказа Хож-Ахмедом Кадыровым, который, кстати, приходится двоюродным дядей главе Чечни Рамзану Кадырову. По итогам встречи было принято решение вынести вопрос на обсуждение в ходе заседания Совета, куда входят лидеры мусульман северокавказских республик.

Кадырову рассказали, что дагестанские власти не исполняют закон, гарантирующий чеченскому населению восстановление Ауховского района, который был ликвидирован в первой половине 40-х годов прошлого века после насильственной депортации местных чеченцев. Напомним, его населенные пункты были переименованы и включены в состав Новолакского и Казбековского районов.

Делегаты заявили, что вынуждены обратиться к Кадырову, так как, несмотря на обсуждение этой проблемы с дагестанским духовенством, "конфликт остается тлеющим, который может в любой момент вспыхнуть". Чеченцы просят Кадырова "способствовать его окончательному справедливому решению".

По словам участников встречи, Кадыров обещал, что их обращение не останется без внимания и обязательно будет рассмотрено на заседании Совета алимов Северного Кавказа.

Корреспондент "Кавказ.Реалии" обсудил ситуацию с членом исполкома общественного совета "Аух" Адамом Мачаевым.

– При бездействии, а порою даже противодействии властей восстановлению Ауховского района как на ситуацию может повлиять Совет алимов СКФО?

– Чтобы ответить на этот вопрос, надо освежить в памяти некоторые события. Когда чеченцы вернулись из депортации, часть жителей Новолакского района, которые были переселены на их место, вернулись в свои селения, понимая греховность проживания в чужом доме. Но были и те, кто совершенно добровольно заселили населенные пункты депортированных чеченцев. Среди них выходцы одного из сел Казбековского района, проживающие ныне в Калининауле и Ленинауле (бывшие села Юрт-Аух и Акташ-Аух Ауховского района. – ред.). Их власть туда насильственно не переселяла. Они сами пошли туда жить. Против своей воли были переселены жители восьми-девяти сел Казбековского района. Они оставили эти дома после того, как чеченцы вернулись. Некоторые же наотрез отказались. В 90-е годы наши старейшины договорились, что чеченцы и аварцы будут жить в этих селах совместно, что никто никуда не будет уезжать. Но села будут включены в восстановленный Ауховский район. Сейчас некоторые жители Калининаула и Ленинаула отрицают, что была такая договоренность. Поэтому в этих селах сохраняется очаг напряжения.

Были многочисленные попытки выйти на диалог с ними не только через представителей власти, но и через духовных лидеров. Все безрезультатно. Мы встречались по этому поводу с уважаемым муфтием Дагестана Ахмадом-хаджи Абдулаевым. Он эту тему очень хорошо знает. Но никаких шагов для решения спорной ситуации в соответствии с исламскими установлениями не было. Более того, они упрямо настаивают, что эта земля им халал (дозволена с точки зрения исламского права – ред.). По этой причине наши религиозные авторитеты, в том числе мой отец, поехали к уважаемому Хож-Ахмеду Кадырову, чтобы было принято решение алимов, пользующихся авторитетом у мусульман.

Это было сделано для того, чтобы достучаться до религиозных чувств тех, кто противостоит решению этой проблемы. Мы ведь все называем себя верующими, практикующими мусульманами. В условиях, когда власть не решает эту проблему, а откладывает ее на потом, перед людьми и перед Всевышним было бы благом, если бы религиозные авторитеты попытались разрешить эту ситуацию. Насколько это возможно в сегодняшних реалиях? Это, конечно, вопрос открытый.

– Хож-Ахмед Кадыров в этой связи дал какие-нибудь советы или рекомендации членам делегации?

– Он имеет большой авторитет в обществе. И как богослов, и как старейшина рода Кадыровых. К примеру, совсем недавно в одном из ауховских сел при его участии состоялось примирение двух семей после случая с непреднамеренным убийством. Наши делегации часто ездят к нему по разным вопросам. Но вот такая просьба, чтобы поднять вопрос восстановления Ауховского района в Совете алимов, а также обсудить эту тему непосредственно с муфтием Дагестана, была озвучена впервые. У него большой опыт взаимодействия с религиозными лидерами Дагестана. У суфийского братства Кунта-Хаджи Кишиева, в котором состоит Хож-Ахмед Кадыров, немало последователей в Дагестане. Они хорошо друг друга знают, бывают друг у друга в гостях. Да и контакты с дагестанским духовенством у него хорошие. Что касается советов, то он всегда призывает к терпению. Говорит, что все мы братья-мусульмане, что у нас одна история, что нам делить нечего.

– Как обстоит дело с многотысячным митингом, провести который решили участники съезда чеченцев Дагестана в феврале?

– Мы собирались провести его 22 марта. Подали заявку – нам отказали в месте проведения митинга. Дело в том, что мы заявили число участников в 20 тысяч человек. Власти в качестве альтернативы предложили нам площадку в селе Новолакское (райцентр Новолакского района Дагестана. – ред.), которая отведена для публичных мероприятий. Но она вмещает порядка 2 тысяч человек. Мы просто не сможем вместить там всех желающих. Плюс добавилась ситуация с коронавирусом, вследствие чего глава Дагестана подписал указ о введении ограничений.

Юридическая работа, впрочем, продолжается, мы будем добиваться проведения митинга в запланированной нами форме, потому что в наших требованиях нет ничего противозаконного и неосуществимого. Мы добиваемся только справедливости.

У меня есть близкий друг, который родом из казбековского села Алмак. Его отец говорил, что проживание в чужом доме не принесет им добра, бараката. После этого он забрал свою семью и уехал в Хасавюрт. То есть на бытовом уровне ни у кого никаких проблем нет. И быть не может. Есть межнациональные браки, есть вот такие, как у меня, дружеские отношения. Мы же понимаем, что эти люди, живущие в наших домах, они простые люди. Их какие-то нечистоплотные личности используют, чтобы решать свои задачи – политические, карьерные. Они шантажируют их выдумкой, что чеченское население после восстановления Ауховского района захочет включить его в состав Чечни. Но ведь это просто невообразимо, это невозможно по закону. Сама процедура нереальна. Такие идеи нами никогда не озвучивались, их просто нет. Может, об этом говорят отдельные провокаторы, но официальной точкой зрения это не является. Лично мне хорошо живется здесь.

Справка:

Ауховская проблема ведет свой отсчет с депортации чеченцев 23 февраля 1944 г. С 1957 года вопрос о воссоздании Ауховского района чеченцами ставился постоянно перед властями Дагестана и России. В дореволюционный период эти земли входили в Нагорный округ Терской области, после реорганизации – в Хасавюртовский округ Терской области. С 1921 года Аух был включен в состав Дагестанской области. Два населенных пункта в Казбековском районе: Калининаул (Юрт-Аух) и Ленинаул (Акташ-Аух) являются наиболее спорным в решении вопроса о восстановлении Ауха, это родовые села двух чеченских тейпов – Аккхий и Пхарчкхой.