Новые задержания в Ингушетии: лидерам протеста “шьют политику”?

Участники одного из митинга против договора о границе с Чечней, архивное фото

В Ингушетии началась волна новых задержаний и обысков. Они прошли накануне в нескольких населенных пунктах. В рамках дела о протестах задержали пятерых, которые подозреваются в применении насилия в столкновениях с полицией в ходе прошлогоднего митинга 26-27 марта. Задержали Рашида Нальгиева, Ахмеда Чахкиева, Ахмеда Дугиева и еще двоих. Молодых людей допросили.

Адвокат задержанного Нальгиева Мухтар Мишаев сообщил корреспонденту “Кавказ.Реалии”, что его подзащитного задержали по ошибке и уже спустя несколько часов отпустили домой.

Источник в правоохранительных органах рассказал, что еще двое, чьи имена не уточняются, и Дугиев тоже были отпущены после допроса.

Чахкиеву, по словам его защитника Руслана Хаджиева, предъявили обвинение по ч. 2 ст. 318, применение насилия в отношении представителей власти. Это квалифицируется как тяжкое преступление и дает возможность оставить задержанного под стражей.

Редактор портала “Фортанга”, активистка ингушских протестов Изабелла Евлоева полагает, что новые аресты рядовых участников митинга для силовиков служат основанием не прекращать преследования лидеров протеста. Речь о тех, кого обвиняют в организации насилия, а также участии или организации экстремистского сообщества: Исмаил Нальгиев, Ахмед Барахоев, Барах Чемурзиев, Зарифа Саутиева, Муса Мальсагов, Малсаг Ужахов.

“Следователям надо укрепить дело, подбросить в него дров, показать актуальность следствия. Поэтому по одному-два человека периодически забирают, причем они сами по себе большого интереса для следствия не представляют, их при желании могли взять и раньше”, - сказала Евлоева.

Она добавила, что на днях старший следователь по особо важным делам третьего отдела управления по расследованию особо важных дел ГСУ СК РФ по СКФО Евгений Нарыжный ходатайствовал о продлении срока следствия.

“Я читала это ходатайство. Он ссылается на большой предстоящий объем следственных действий. Видимо, в плане были новые аресты. С митинга сохранилось много видеозаписей. Наверное, нам демонстрируют, что сейчас установили личности фигурантов и пришли за ними”, - добавила собеседница.

Скоро исполняется год, как сидят под стражей лидеры протеста, уточнила Евлоева: “Адвокаты говорят, что больше года их не вправе удерживать, так как они не обвиняются в особо тяжких преступлениях. Следователи ищут повод продлить их арест”.

Напомним, митинги протеста против установления административной границы с Чечней проходили в Ингушетии с октября 2018 года. Активисты заявляли, что голосование за закон о границе было сфальсифицировано в парламенте республики и настаивали на всенародном референдуме. Мартовский митинг окончился столкновениями с Росгвардией, а уже в апреле начались аресты лидеров и участников массовых акций. Более тридцати человек обвинили в насилии в отношении полицейских. Часть из них уже отбыли срок заключения.

Руководитель ингушского отделения правозащитного центра “Мемориал” Тимур Акиев не видит логики в действиях следствия: “Создается впечатление, что они действуют вслепую, наощупь. Берут пять-шесть человек, потом большую часть отпускают, говорят, что забрали по ошибке. Ощущение, что у них есть остаточные данные по митинговому делу, они их пытаются отработать и задержать максимальное количество людей”.

“Делается это для того, чтобы направить в суды новые дела по участникам митинга, которые оказывали сопротивление. Чтобы в судах доказывать политический мотив действий протестующих, что активисты действовали под чьим-то влиянием”, - уверен правозащитник.

В тех делах, которые сейчас заканчивает рассматривать Железноводский городской суд, а их более двадцати, судьи исключают политический мотив, обратил внимание собеседник.

“Это идет вразрез с планами следствия, которым необходимо доказать связь простых участников с организаторами митинга, - добавил Акиев. - Якобы те оказывали влияние на участников акции, напавших на росгвардейцев. Когда судья исключает из дела политический мотив, то лидеров не за что будет наказывать, нет тех, кого они, скажем так, организовали”.