Неформалы в Чечне: бунт, джинны и Коран

Идеальный чеченец – строгий человек без харизмы. Наш герой не такой – у него татуировка, он много смеется, носит кольца и яркие кроссовки. И регулярно слышит, что он пи***р

"Кавказ.Реалии" продолжает публикацию проекта журналистки Екатерины Нерозниковой "(Не)безопасный город". Его герои – грозненские неформалы, стильные современные ребята со своим мнением и взглядом на жизнь. Здесь их называют просто "нефоры". Быть нефором плохо, осуждаемо и ненормально, за это можно быть избитым, попасть в РОВД, потерять работу, стать изгоем в семье и получить клеймо позора нации.

“Для такого разговора нам понадобится бункер”, - пишет мне мой второй герой. Полдня разговоров и поисков, и вот я нашла безопасное место, где нас точно не подслушают. И вдруг он перестает отвечать на мои сообщения, а потом неожиданно пропадает вся история переписки. Я в панике – когда ты в Чечне, это очень тревожный знак.

Он нашелся на следующий день – да, была проблема, но сейчас все окей, говорит он мне. Расспрашивать я не буду, потому что знаю – проблем может только прибавиться. Мы разговариваем долго, и он иногда тревожно оборачивается, хотя в помещении никого больше нет. “Я не понимаю, как ты не боишься писать об этом. Здесь нужно всего бояться”, - говорит мне он.

Напрячь может все

– Если в Москве надо красить волосы в разные цвета или лицо татуировать, то у нас ты наденешь красный худи и все, уже неформал. Я резинку на руку надену и меня уже спросят – а зачем ты ее носишь, ты что, из рок-группы… Любая деталь может выбесить. Не только одежда, но и поведение, речь. Если ты чеченец, а в компании разговариваешь по-русски, ты уже нефор.

С цветами одежды сейчас уже меньше проблем, белый начали признавать, но не во всем. Вот идешь ты в белых кроссовках и все на тебя смотрят, это уже не по кайфу. Кажется, что на тебе не белые кроссы, а какие-то в стразах и радужных флажках. Тут кроссовки нейтральные должны быть – ну, синие хотя бы. Большие, на толстой подошве, как в Москве носят – такое нельзя.

Напрячь может все – цветные носки, штаны слишком свободные. Брат мне постоянно говорит, что я выгляжу как до***б – то капюшон на кофте не нравится, то кофта свободная слишком. Волосы у меня длинноваты – все, выгляжу типа как пи***р. Волосы вообще у нас первая претензия. Хорошо, что сейчас хотя бы можно стало парням ходить в худи спокойно. Еще у наших не принято жестикулировать особо, а я вот руками много двигаю и это всем не нравится. Если я где-то веду себя так, как мне комфортно – жестикулирую активно, много разговариваю, одеваюсь в своем стиле, то первое, что скажут – да ты гей что ли?

Идеальный чеченец не такой, это камень должен быть, человек без харизмы совсем. Во всех делах должен быть самый первый. Ну и внешне тоже. Наши привыкли к чему – джинсы прямые, обувь классическая, рубашка и куртка, борода аккуратная. Если одежда другая – будут смотреть с подозрением. Я катался на роликах – все на меня смотрели абсолютно. На скейте тоже только неформалы катаются, скейт вообще хуже всего. Не побьют, но пялиться будут и спишут тебя в нефоры.

Я ношу по три, четыре кольца, и это здесь ненормально считается, хотя носить кольца по исламу можно, если они серебряные. У меня есть татуировка, но ее никто не видит. Если вдруг кто-то заметит, то я скажу, что это хна – не буду, конечно, говорить, что она постоянная. Не хочу, чтобы мне задавали вопросы типа – братан, х1ар татуировк ю (это татуировка)?

Когда я делал татуировку, у меня был обычный подростковый период бунта – очень хотелось кому-то что-то показать, типа такой протест

Список вопросов огромный, замучаешься отвечать. Пару раз я прикидывался русским из-за этого. Иногда приходилось и говорить, что я чеченец, но что долго жил в Москве – это немного смягчает ситуацию.

У нас есть сообщество людей, которым нравится одеваться по-другому. Причем это могут быть и очень религиозные люди – просто в одежде им нравится более европейский стиль. То есть ты не одеваешься как-то дерзко, ведешь себя спокойно – и все равно на тебя косятся. У них работает какое-то чутье.

Конечно, ты находишься в дискомфорте, постоянно есть этот страх осуждения.

У нас же ответственность широкая, мы как бы в ответе за всех чеченцев вообще

Связи очень прочны. Мы видели это на примере тех парней, геев из Канады. Но это ерунда! Я видел видос, где женщина в Австрии идет с пивом в пакете, и ей кричат – нохчи яц? Какой-то чеченец узнал, что она тоже чеченка, и докопался до нее, потому что она пиво несет. Она пиво несла мужу, но все равно до нее докопались. Так что за границей лучше не говорить на чеченском.

Попасть под осуждение очень легко

Если ты нефор, тебя не убьют. Убивают геев. Тут могут опозорить. Даже если родственники тебя примут таким, какой ты есть, и не будут против твоего вида, то другие могут к ним приходить и говорить – ты видел своего сына, как он одевается, видел свою дочь? А для наших родителей мнение общества – это САМОЕ главное. Лучше быть нищим, чем человеком, о котором плохое мнение. Общество у нас не забывает, сколько бы ни прошло лет – ничего не забывает.

Если ты нефор, тебя не убьют. Убивают геев. Тут могут опозорить

Вообще попасть под осуждение очень легко, и это как клеймо. Многие парни прячутся, не курят на улице. Если я хочу покурить, то пойду по закоулкам каким-то. Ты чувствуешь себя тут как в коробке, в клетке. Напряг жесткий, какое-то давление со всех сторон. Нельзя себя вести эмоционально. Даже угорать надо по правилам, понимаешь?

Если ты слегка непохож, то первое предположение – ты не чеченец. Второе – не жил тут. Если ты чеченец и жил, то все хуже. Если не жил – это как смягчающий фактор, типа поживешь подольше тут и придешь к тому, как надо "нормально жить". Такие люди правда есть, они переезжают и через какое-то время сливаются с остальными.

Тут как в коробке, в клетке

Микрорайон у нас считается отсталым местом, где тусуются гуроны, неблагополучный район. Когда "Карфаген" начал развиваться, многие потянулись к этой теме и начали создавать свои маленькие группировки – искать нефоров и пи***ть их. Мне тогда говорили – приедешь в микрорайон, тебя там точно отп***т. Мне стало интересно, я поехал туда раз, два, но проблем особо не было, хотя разок даже приехал туда в красных кроссах и штанах спортивных на резинке.

Центр у нас типа более современный, но это так только кажется. Как-то мы стояли на проспекте Путина с друзьями, вышла толпа каких-то 15-летних из Макдауеэлса, начали нам кричать, типа не пи***ы ли мы. С нами и девчонки были, тоже довольно нестандартно для того времени одетые – свободные вещи, со стрижками-каре, одна была в маске медицинской (одно время было очень можно ходить в таких). Мы потом разошлись, а эти парни пошли за девчонками и начали до них докапываться. Сказали не носить маску, чтобы не было проблем. А уже через пару лет народ повально ходил в этих масках.

Вариант один – свалить

Смешно сказать, но однажды носки мои не понравились, на них рисунок был. Пришел в гости к другу, там его брат был – он потом его спрашивал, мол, че он такой странный, он откуда, он что, гомосек. Часто, в общем, говорят между собой, что я гей.

А вообще часто думают, что я просто приезжий русский. Помню, как-то проходили мимо нас строители, и один говорит по привычке – Салам алейкум, а другой ему, мол, ты че, они русские. Он поправился и сказал – Приветики. Ну, я ему ответил – Здравствуйте. Пусть уж так думают. Вообще часто бывает, что идем с друзьями по улице и слышим – хьажа (смотри), русские. Ну мы и не спорим, лучше так.

Избивали там три дня, унижали. Заставили читать суры Корана наизусть

Неформалов тут считают типа опасными, потому что они, как правило, хотят пробовать все новое. Взгляды отличаются от нормы – дело не только в одежде и поведении. Если ты неформал, то ты априори позоришь чеченцев и чеченские обычаи. Людям это не нравится, они хотят тебя исправить. Тебя могут запросто увезти просто так в РОВД, будут проверять телефон, требовать выдать список нефоров, которых знаешь. Их тоже находят. Подставных подростков могут в компанию засунуть, чтобы те им сливали инфу.

Друга моего забирали – подставная девочка была с ними в компании. Их сдали ментам. Решили, что они плохие мусульмане, отвезли в резиденцию, избивали там три дня, унижали. Заставили читать суры Корана наизусть, когда они их выучили – их отпустили домой. Раньше мы любили на крыше тусоваться, фоткаться там, но начали и там менты забирать. Я вот больше не хожу туда.

Нефоры для них непременно лесбиянки, гомосексуалы, а еще в них могут сидеть джинны

Для этого они нас ищут, делают подставные встречи, заставляют рассказывать про других. И вот ты идешь гулять, стоит у дороги машина, и забирают тебя. Самое мелкое – это электрошокер, без него никого не отпускают. Вот поймали Ислама Кадырова на том, что он бил шокером, но на самом деле все это делают.

Я пытался вести себя иначе, но ничего не получается. Ты можешь переодеться – джинсы купить специально или поло, но тебя все равно выделяют и говорят – братишка, ты не наш. Это морально давит. Вариант один – свалить. Креатив, творчество – это тут никому не нужно. Все, кто понял это и получил возможность, уже уехали. А когда уедешь – надо говорить только на русском, потому что услышат, найдут, нагрянет братва и начнут разбираться с тобой. Жить тут тяжело, и я, конечно, уеду отсюда, я не останусь. Хорошо, что я парень – девушкам труднее уехать, почти невозможно, парням проще. Но если ты один в семье, то тоже не уедешь. Еще парней часто не отпускают, потому что боятся, что он женится на русской и обрусеет.

Читайте также Неформалы в Чечне: "Тут у тебя нет права на внешность, на слово, на действие"