Абхазия: мало кто хочет стать президентом

Выборы в Абхазии в 2014 году, иллюстративное фото

22 января в Абхазии стартовала регистрация участников президентских выборов. За первые шесть дней на них зарегистрировалась только одна политическая партия. Кто еще хочет стать президентом и почему желающие не торопятся об этом заявить?

В прошлом году президентские выборы отличились самым большим спектром кандидатов и при этом маленькой явкой. При девяти претендентах голосовать пришли в первом туре 66,55%, а во втором 65,99% от общего числа избирателей. В первом туре разрыв между кандидатами, занявшими третье (Олег Аршба) и четвертое (Астамур Тарба) места составлял 15%. Тремя основными участниками гонки были Рауль Хаджимба, Алхас Квициниа и Олег Аршба. Оставшиеся на шестерых получили примерно столько голосов, сколько каждый из лидеров.

Поэтому вряд ли в мартовском бюллетене жителей Абхазии ждет длинный список политиков. Прошлый опыт наглядно показал, что бороться за избирателя сложно. Немного находится желающих вкладывать серьезные средства в кампанию, чтобы в результате набрать не более 6% голосов.

Кто точно будет?

Стоило озвучить дату выборов, как экс-кандидатов завалили вопросами о том, планируют ли они вновь участвовать в президентской гонке. Из тех, кто несколько месяцев назад уже баллотировался, о готовности снова идти на выборы заявил только экс-министр внутренних дел Леонид Дзапшба. Именно его партия первой зарегистрировалась в ЦИКе в пятницу, 24 января.

"Мною принято решение выдвигаться кандидатом на президентских выборах с главной целью – восстановить взаимопонимание народа и доверие народа к власти, укрепить все институты власти и направить их на служение народу и развитию страны, а не личным интересам", – сказал политик журналистам.

В 2014 году Дзапшба набрал 3,4% голосов при явке в 70%. В 2019 – 5,7% голосов. На этот раз он делает акцент на борьбу с коррупцией и обещает принять пакет антикоррупционных законов.

Your browser doesn’t support HTML5

Протесты оппозиции в Абхазии: выборы президента перенесли

О намерении баллотироваться на пост президента страны заявил и лидер оппозиции Аслан Бжания. Он должен был участвовать в выборах в прошлом году, но 18 апреля был госпитализирован в больницу с резким ухудшением здоровья. Его сторонники заявляли, что Бжанию отравили. В мае в Сухуме прошли массовые протесты с требованием перенести выборы на месяц и дать ему возможность поучаствовать в гонке. Выборы перенесли, но реабилитация политика затянулась, и вместо него на выборы от оппозиции пошел председатель партии "Амцахара" (переводится как "родовые огни" – ред.) Алхас Квициниа.

В ЦИК Аслан Бжания еще не ходил, а значит говорить о том, будет ли он выдвиженцем от инициативной группы или политической партии еще не приходится.

Кого стоит ждать?

Очевидно, что двумя заявившими о себе кандидатами предвыборная гонка не завершится. Стоит ждать кандидата от экс-власти. Бывший президент Рауль Хаджимба в предстоящих выборах участвовать не намерен. Во всяком случае, об этом заявлял экс-вице-президент Аслан Барциц. Основным возможным кандидатом называют министра экономики Адгура Ардзинба. 38-летний кандидат экономических наук появился в большой политике в 2015 году, заняв пост министра в ведомстве, где на тот момент проработал уже три года.

Он запомнился жителям Абхазии заявлением о возможности создания первой национальной криптовалюты. "Блокчейн – это новая реальность, которую невозможно остановить! Как говорится, каменный век завершился не потому, что закончились камни, просто человечество научилось добывать и использовать металлы", – говорил в ноябре 2017 Адгур Ардзинба.

Your browser doesn’t support HTML5

Абхазия: митинг перед отставкой президента

Уже в марте 2018 года генеральный директор РУП "Черноморэнерго" Аслан Басария назвал майнинг (создание новых структур для работы криптовалютных платформ за вознаграждение – ред.) криптовалют "большой бедой" для Абхазии. А 29 декабря того же года кабинет министров издал постановление и запретил майнинг криптовалют на территории республики, заявив, что 15 майнинговых "ферм" отключения от электросети.

Еще одной интригой остается кандидат от экс-президента, а ныне депутата парламента Александра Анкваба. Напомним, на прошлых выборах им стал кадровый офицер Олег Аршба в паре с кандидатом в вице-президенты, торговым представителем Абхазии в России Олегом Барцицем. Им до выхода во второй тур не хватило 0,40%. В этот раз имя Олега Аршбы в связке с Александром Анквабом не упоминается даже во всезнающих сухумских кофейнях.

Еще одной обсуждаемой версией остается объединение политика с официальной оппозицией, а значит поддержка на выборах Аслана Бжания. Перед вторым туром прошлых выборов стало очевидно, что обязательным условием для поддержки того или иного политика Александром Анквабом является гарантия места премьер-министра в команде.

Участие в выборах также прочат мэру столицы Кану Кварчия. Впрочем, часть экспертов считает, что такой план у градоначальника был изначально, однако Кан Кварчия говорил о намерении проработать мэром не 3 месяца, а 5 лет. И уже на следующих президентских выборах заявить о себе.

Так или иначе, официальных заявлений никто из всех этих политиков пока не делал. У каждого из них есть время до 11 февраля, когда ЦИК закроет регистрацию инициативных групп и политических партий.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенной республике Абхазия