Чечня. Как вернуть форель?

Форель (архивное фото)

В Чечне рассчитывают не только спасти, но и восстановить популяцию исчезающей эйзенамской форели. Но для этого придется буквально "по крупицам" собирать ценнейшую породу рыб.

Горные реки Северного Кавказа давно славились своей бесподобно вкусной форелью. Выловить ее всегда было делом не из легких, а в последние десятилетия, когда рыбы в Тереке и его притоках стало во много раз меньше, - тем более. Тому причина – человеческий фактор.

С одной стороны, Терек беспощадно загрязняют во всех северокавказских регионах, с другой – на горных реках построили гидроэлектростанции и плотины, в которых элементарно не предусмотрели рыбоходы. Так, человек выстроил непреодолимые барьеры для лососевых пород рыб, которые из Каспия поднимались на нерест в верховья Терека и его притоков. Один их таких - плотина в станице Павлодольской Моздокского района.

Читайте также "Самая грязная река в России"

В горах Веденского района Чечни ситуация несколько иная. Кезеной-Ам (озеро Кезеной) на склонах Андийского хребта называют природной жемчужиной республики. Оно давно знаменито своей уникальной породой рыб – эйзенамской форелью. Это узкоареальный эндемик, подвид лососевых, чаще именуемых терской кумжой. Популяция этой рыбы всегда была небольшой, поскольку обитала и нерестилась только в пределах Кезеной-Ама. В 1963 году эйзенамскую форель запустили в озеро Мохоч в соседнем Дагестане, которое образовалось в результате камнепада. Там, к удивлению, рыба чувствовала себя гораздо комфортнее и вес набирала куда быстрее.

Отличается такая форель не только своими вкусовыми качествами, но и размерами. Взрослая рыба достигает 40-110 см. Самый большой исследованный экземпляр составил 113 см при весе 17 кг.

Первый удар по популяции эйзенамской форели случился в начале 1970-х, когда в озере был интродуцирована так называемая сорная рыба – голавль. Он быстро освоился в горном озере, выдержал природную конкуренцию с хищной форелью и, распространившись, сам начал поедать молодь форели.

Второй удар по популяции форели, как говорят местные жители, произошел во время двух чеченских кампаний: в озеро попадали авиабомбы и артиллерийские снаряды, которые глушили рыбу. После этого форели и вовсе стало совсем мало, а голавль захватил господство в Кезеной-Ам.

Дайверы, которые погружались в озеро, с удивлением рассказывали об увиденных миллионных косяках голавля. Но вместе с тем на глубине 50 м им попадались и гигантские экземпляры форели – до полутора метров.

Озеро Кезеной-Ам

В разные годы проблему исчезающей эйзенамской форели поднимали и пытались решить сотрудники чеченского заповедника. Этим вопросом озаботился и известный чеченский общественник и бизнесмен Юни Успанов, который несколько лет назад построил на Кезеной-Ам современный гостиничный комплекс.

В поисках следов эйзенамской форели он оказался в дагестанском селе Мочох Хунзахского района, где неожиданно для себя нашел сельчанина, который 5 лет назад выловил в местном озере 40 особей форели и попытался содержать их в домашних условиях.

"Над ним подшучивали соседи, называли чудаком. Но пусть хоть у него и не получилось разводить эйзенамскую форель, но зато он сохранил ее и теперь готов передать ее для разведения профессиональным рыбоводам, - рассказывает Юни Успанов. – А мы со своей стороны рассчитываем выловить озерную форель, чтобы по ДНК сравнить ее с той, что получим из Дагестана".

Загоревшись идеей спасения популяции эйзенамской форели, Юни Успанов запланировал уже в феврале 2020 года на базе своей гостиницы у Кезеной-Ам провести научную конференцию с участием специалистов-рыбоводов и представителей Западно-Каспийского территориального управления Росрыболовства. По его словам, одним занесением этого подвида в Красную книгу делу не поможешь, нужны безотлагательные меры, иначе со временем эта рыба может и исчезнуть.

Главный рыбовод Ардонского лососевого завода (Северная Осетия) Ехья Мамедов, специализирующегося на воспроизводстве ценных пород рыб, рассказал "Кавказ.Реалии", что человеческий фактор зачастую губителен для терской кумжи, которая ходила на нерест из Каспия в верховья северокавказских рек. В регионе, а в особенности в Северной Осетии, широкое распространение получило форелеводство. Рыбоводы закупают новые породы лососевых, коммерчески выгодных, которые, проникая в естественные водоемы, со временем могут вытеснить местную форель. И вопрос о спасении популяции терской кумжи будет стоять ребром.

Идею гражданского активиста из Чечни Мамедов считает заслуживающей внимания и поддержки, но при этом необходимо подготовить целые программы по восстановлению популяции эйзенамской форели.