Конфликт между ингушскими тейпами Евлоевых и Полонкоевых в ночь на 30 декабря вылился в перестрелку. В ней был убит местный житель Асламбек Евлоев и ранены еще шесть человек. Изначально тейпы поспорили о принадлежности участка земли и башни в горах Джейрахского района Ингушетии. После встречи со стрельбой представители этих семей записали видеообращения.
Первыми обращение к ингушскому народу сделали старейшины Полонкоевых. На видео снялись 17 мужчин. Речь держали по очереди двое старейшин. Они выразили сожаление по поводу гибели Евлоева.
"Между нашими тейпами есть разногласия. Но есть и родственные связи. В полночь с 29 на 30 декабря нашему родственнику позвонил некий Амир и позвал на встречу один на один. Это мы можем подтвердить клятвой на Коране", – заявили они.
По словам старейшин, их родственник, чье имя не называется, поехал на встречу, но взял с собой двоюродного брата. Вслед за ними, заподозрив неладное, двинулись еще трое представителей его тейпа.
Your browser doesn’t support HTML5
"На месте их окружили 10-11 машин с вооруженными людьми, среди которых находился Амир. Он начал разговор, а потом ударил одного из Полонкоевых. Вслед за этим Евлоевы начали стрелять и ранили всех пятерых. Среди Евлоевых тоже были раненые, позже стало известно, что один погиб. Молодым надо было не горячиться и позвать стариков", – резюмируют главы тейпа.
От Евлоевых видеообращение записал Бамат-Гирей Бузуртанов. В своей речи он ответил старику, выступившему от Полонкоевых.
"Ты врешь. Ты придешь и поклянешься на Коране, ты понял меня? Они пришли с оружием. Некрасивые ведешь свои разговоры, что Амир предъявляет претензии. Это мы вам должны предъявлять. Вы говорите, что все Евлоевы – не мужчины. Пока мы оставили вам эти разговоры. Ничего, мы уважаемые люди. Спросим с вас по полной".
Your browser doesn’t support HTML5
Бузуртанов также заявил, что он торопился и говорил эмоционально. Не касаясь деталей ночного инцидента, он намекнул на последствия:
"Если бы ты пришел с миром, то должен был молча выслушивать наши претензии. Знай, что я говорю: эта [спорная] земля не будет такой, как хочешь ты".
Однотейповец Евлоевых подтвердил корреспонденту "Кавказ.Реалии", что спор из-за башен в селении Пялинг длится уже пять лет.
"Ясное дело, ни у кого нет правоустанавливающих документов на родовые замки и угодья, все объекты в ведении министерства культуры. Скученность населения в горах в прошлые века и военная угроза приводила к тому, что селения могли делить между собой несколько родов. Это помогало выживать. Теперь это приводит к спорам. В Пялинг много лет жил одинокий старик Исропил Чаниев из тейпа Полонкоевых. Он держал сад и огород. В 2015 году вышел закон о сносе жилых построек, прилегающих к историческим объектам. Дом старика близ башни стал незаконным, жилье снесли бульдозером. Чаниев вскоре умер. После этого было много споров в интернете с оскорблениями и угрозами. Потом пошел обмен номерами телефонов, и противники встретились ночью, чтобы выяснить, кому принадлежит Пялинг", – рассказал собеседник.
Исследователь ингушских традиций, попросивший не указывать его имя, прокомментировал ситуацию. "Когда идет спор о земле – это очень болезненно. А тут целая башня. Раньше считалось, что, если у тейпа есть башня, это сильный тейп. Если башню начинали строить и не могли закончить за год, все говорили, что род слабый, даже не надо начинать, стройка прекращалась. Посмотрим, что решит следствие и суд по этому убийству, но думаю, кровной мести не избежать", – заключил эксперт.