Лидер Мьянмы Аун Сан Сун Чжи 12 декабря призвала Международный суд ООН отменить обвинения ее страны в геноциде мусульманского меньшинства, народа рохинья. По ее словам, сначала нужно дать шанс поработать местной судебной системе.
Накануне Гамбия обвинила Мьянму в нарушении Конвенции о геноциде от 1948 года: проведении военной кампании, которая вытеснила из Мьянмы более 730 тысяч рохинья. Гамбия подала иск в Международный суд, попросив принять решение о временных мерах с целью предотвратить худшее.
Однако Сун Чжи, которая отрицает обвинения в геноциде, считает, что суд ООН не должен обладать юрисдикцией.
"Мьянма просит суд исключить это дело из повестки дня, – заявила она в третий и последний день слушаний в Гааге 12 декабря. – Вместо этого [суд должен] отказать Гамбии в просьбе о временных мерах".
Председательствующий судья Абдулкави Юсуф пообещал, что комиссия из 17 судей примет решение "как можно скорее", но он не уточнил конкретную дату.
Ранее Гамбия настаивала, что нельзя полагаться на Мьянму в вопросе наказания военных, ответственных за предполагаемые зверства по отношению к рохинья. Истец таким образом отвергает призывы Сун Чжи дождаться действий местных судов.
Как заявил адвокат Гамбии Пол Рейчлер, в ходе слушаний Мьянма даже не пыталась опровергнуть большинство обвинений, выдвинутых против своих военных, ни в крайнем насилии, ни в массовой депортации народа рохинья с 2017 года.
По мнению адвоката, нельзя доверяться утверждениям Мьянмы о том, что она уже предпринимает усилия для преследования солдат.
"Как вообще можно ожидать, что Вооруженные силы Мьянмы привлекут себя к ответственности за акты геноцида против рохиньи, когда шестеро генералов, включая главнокомандующего Мина Аунга Хлаинга, обвинены в геноциде миссией ООН по установлению фактов и рекомендованы к уголовному преследованию?" - вопрошает адвокат Рейчлер.
Он ссылается на доклад следователей ООН, обнародованный в августе 2018 года. Там говорилось, что военные Мьянмы совершали убийства и массовые изнасилования "с геноцидальным намерением" во время операции 2017 года. В первый день слушаний 10 декабря юристы от Гамбии обратили особое внимание на графические доказательства из этого доклада.
Более 730 тысяч рохинья бежали из Мьянмы в Бангладеш после начала военной кампании. Согласно следователям ООН, возможно, погибло 10 тысяч человек.
Во главе защитников
Сун Чжи, которую однажды наградили Нобелевской премией мира за многолетнюю борьбу за демократию в Мьянме, заявила суду 11 декабря, что военная "чистка" в западном штате Ракхайн являлась контртеррористическим ответом на скоординированные нападения боевиков рохинья на десятки полицейских пунктов в августе 2017 года.
Как утверждает лауреат Нобелевской премии, Мьянма провела расследование и обеспечила уголовное преследование солдат и офицеров, обвиняемых в преступлениях. По ее словам, при таких обстоятельствах Международный суд не должен вмешиваться.
"Шаги, которые вызывают подозрения, сеют сомнения или создают недовольство в обществах, только-только начавших строить себе хрупкий фундамент доверия, могут подорвать примирительный процесс", - отметила лидер Мьянмы в заключительной речи.
Она подчеркивает, что, даже если во время конфликта и произошли какие-либо нарушения гуманитарного законодательства, то они не достигли уровня геноцида.
Тем временем около Дворца мира в Гааге, который является резиденцией Международного суда, 12 декабря прошли протесты в поддержку обеих сторон. Так, сторонники Сун Чжи громко ликовали, провожая ее в суд для финальной речи.
Они исполняли национальный гимн Мьянмы и кричали: "Да здравствует мать Сун".
Чтобы поддержать Сун Чжи, в Гаагу приехал известный ведущий из Мьянмы Маунг Маунг Айе.
"Она всегда за Мьянму, поэтому мы тоже всегда готовы поддержать ее, что бы она ни делала", - сказал Айе агентству Reuters.
Международный суд является высшим судом ООН. Его решения являются обязывающими и их нельзя обжаловать, однако у него нет механизмов для приведения в силу своих решений. По этой причине некоторые страны их игнорируют или исполняют не в полной мере.
После принятия решения по временным мерам процесс может затянуться на годы при рассмотрении остальных аспектов дела.
Читайте также Бангладеш переселит беженцев-рохинджа на необитаемый остров
А мусульмане рохинья молились в лагерях Кокс-Базара в Бангладеш, чтобы иск Гамбии имел успех.
54-летний Нурул Хак, который бежал в Бангладеш после убийства своего сына военными Мьянмы, говорит, что держал пост в четверг.
"Речь Аунг Сан Сун Чжи в суде – абсолютная ложь, целиком ложь, целиком ложь, - уверен Хак. – Они так сильно мучали нас… Только справедливость способна залечить наши раны".