В минувшую субботу дагестанские зоозащитники выступили против цирков и зоопарков, поддержав всероссийскую акцию "Закон должен работать, живодер – сидеть в тюрьме". "Кавказ.Реалии" спросил жителей республики, как они относятся к содержанию животных в неволе.
Общественница из Каспийска Лейла Гамзатова до сих пор помнит, как увидела цирк в первый раз. Ей тогда было шесть лет.
"Шатер развернули прямо на городской площади, и мы, дети, старались заглянуть за кулисы, чтобы подсмотреть, как проходят репетиции. Именно тогда я увидела, как дрессировщик избивал волка. Он его бил железным прутом, а волк скулил, как собака", – рассказывает Лейла.
В цирке с тех пор она не была никогда.
Цирк не любят и дети Лейлы. Старшие девочки посмотрели в интернете ролики про жестокость в цирке, а младшие год назад во время выступления увидели, как дрессировщица прямо на арене била собачек.
"Не знаю, почему это надо было делать на глазах у публики, – продолжает Лейла. – Я ждала детей на улице, когда закончилось представление, девочки взахлеб стали рассказывать о случившемся. Больше никто из моих шести дочерей не пожелал посетить цирк!".
Your browser doesn’t support HTML5
Госслужащая Мадина Ахмедова связывает отсутствие запрета на использование животных в цирке с тем, что общество пока не может решить более насущные проблемы. "Сначала люди позаботились о животных через институт приютов, а уже потом предъявили претензии к дрессировке", – говорит она.
Бизнесмен из Махачкалы Магомед Алиев считает, что цирковыми представлениями сегодня никого не удивить:
"Показать красоту и разнообразие мира можно и без издевательств над несчастными животными, а уж мишками и слонами в цирке никого не удивить".
Председатель русского географического общества в Дагестане Эльдар Эльдаров будет рад, если цирки с животными запретят. Насчет зоопарков он сомневается, называя их "полезными в плане детского воспитания и образования".
Другое дело, считает собеседник, что уход за животными в зоопарках должен быть на соответствующем уровне.
"Желательно запретить частные зоопарки, которые создаются исключительно из корыстных интересов. Нередко в них работают люди, жестокие к животным. То есть, зоопарков должно быть мало, они должны хорошо финансироваться, а звери в них не должны быть мучениками", – отметил профессор Эльдаров в беседе с "Кавказ.Реалии".
Старший госинспектор заповедника в Тляратинском районе Бадрудин Мусаев считает, что место диких животных – на природе.
"Это равносильно тому, как меня или тебя насильно поместят в тюрьму. Не так разве?" – спрашивает он и с ностальгией вспоминает оленя, который вырос вместе с его домашними животными.
Два года назад Мусаев приютил раненого олененка. Его к нему привели местные жители. Олененок уходил на пастбища вместе с коровами Бадрудина, но возвращался раньше них. Хозяин дома заботился о нем, поил его молоком. Олененок признавал только членов семьи Бадрудина и его коров.
Соседи предлагали Бадрудину купить у него олененка, но тот всем отказывал. Месяц назад подросший олень ушел в сторону Азербайджана. Бадрудин надеется, что летом он вернется к нему.