Как кавказцы в Сибири сохраняют свои традиции

Матчмейкер, тренер и профессиональный боец Магомет Цечоев

В сибирской глубинке кавказцы по большей части не выделяются дресс-кодом. При этом национальный уклад не теряет своей значимости, его соблюдение обеспечивает право быть в составе общины и получать поддержку своей диаспоры. Но традициям следуют не все.

Чеченка Фарида работает главным бухгалтером. Внешне она ничем не отличается от жителей мегаполиса - в Новосибирске она живет почти тридцать лет и представляется именем "Рита". В начале 90-х Фарида с братом приехала в Новосибирск учиться в институте и влюбилась в русского однокурсника. Родня была против, но избранник Фариды оказался с характером – молодые поженились.

К понятию "национальные традиции" она относится скептически. "Есть западная традиция Просвещения, определяющая приоритет разума над другими мотивами, - говорит Фарида. - Все, что делает человек, государство, какая-то общность людей, должно иметь разумное объяснение. Исходя из этого, например, разумно лишить жизни убийцу, а изменница подлежит только моральному осуждению. 'Национальные традиции' - самый удобный аргумент, чтобы диктовать свою волю и ничего не объяснять. Почему женщине нельзя работать? Традиция. Зачем носить только черное? Традиция. Зачем сдавать деньги в общую кассу, если знаешь, на что они тратятся?..".

Читайте также "Кавказ для многих превратился в хайп"

Как отмечает Расим Бабаев, руководитель Азербайджанской национальной культурной автономии Новосибирска, разногласия отцов и детей на почве соблюдения обычаев – вечный мотив для любой народности.

"Современный мир меняется так быстро, что не успеваешь адаптироваться: каждый день появляются новые возможности. Найти себя - значит определить баланс между сохранением своей национальной идентичности и глобальными процессами", - поясняет Бабаев.

Этнический ингуш Адам Цечоев - руководитель отдела физкультуры и спорта команды "Эдельвейс" в Иркутске. По его словам, уклад больших городов совсем не похож на аулы – надо приспосабливаться. Но все равно можно сохранить свои традиции и национальный дух.

"Воинственный дух небольшого народа жив и проявляется в спортивных успехах, - считает Цечоев. - В моем сердце живет любовь к огромной стране и своему небольшому народу".

Братья Адама, в том числе двоюродные – спортсмены. "Наши отцы родили четверых сыновей, и все стали мастерами спорта по дзюдо и самбо", - говорит другой брат, Ислам. Он капитан сборной области по смешанным единоборствам. Один из братьев выступает на Международных соревнованиях по ММА среди профессионалов, работает тренером и матчмейкером в ММА Лиги "Hall of fame".

Цечоевы рассказывают, что диаспора заботится о своих и поддерживает студентов. В ответ на поддержку диаспора ожидает от молодежи "достойного поведения и уважения к старшим". По словам Цечоева, чеченцы и ингуши, по сравнению со всеми остальными, соблюдают обычаи тщательнее других.

Борьба за власть внутри диаспор остается исключительно внутренним делом. Впрочем, бывают и исключения. Самым резонансным случаем стала борьба за пост руководителя азербайджанской диаспоры. Расим Бабаев признает этот факт, но комментирует этот момент крайне скупо, лишь отмечая, что "Сеидов не получил поддержки".

А вот Роман, сын чистокровного ингуша, скептично относится к декларируемым ценностям о "взаимной поддержке". По его убеждению, обращаться к руководителям за бытовой поддержкой могут только те, кто "соблюдает национальные обычаи – женат на своей", говорит он.

"Нет такого. Не будет так у меня в семье, чтобы сын за руку привел кого-то из Сибири, русскую, и сказал - 'она будет жить здесь'. Тейп не позволит. Мы, конечно, не дикие - я не приму его выбор, общаться с предателем рода не стану. Но пожалуйста - пусть едут на ее родину и там живут", - говорит старейшина одной из семей дагестанского Дербента Мага Джахаров.

До 1992 года в ростовском Дворце бракосочетаний каждую неделю регистрировали по два межнациональных брака - русские девушки выходили замуж за грузин, азербайджанцев, чеченцев и представителей других кавказских народов, вспоминает сотрудница дворца бракосочетаний Эльвира Целоева.

"Сейчас кавказцы вернулись к своим культурным ценностям. Браки заключают только со своими, исключения единичны. Сначала все разделила война, позже само все как-то вернулось на сотню лет обратно", - рассказывает она.