Муфтият Дагестана опровергает информацию о том, что имам Шамиль восстал против своей страны. Так духовный орган прокомментировал заявление главы Чечни Рамзана Кадырова о роли имама в войне с Россией в XIX веке на Кавказе.
"Имам Шамиль никогда не восставал против страны, в которой живет. В той ситуации он всего лишь отстаивал в течение двадцати пяти лет отчие дома и земли своих собратьев, но когда понял бессмысленность этой войны, он пошел на переговоры", - объяснили в администрации муфтията.
Муфтият отметил, что упоминание имама Шамиля в контексте войны 20-летия нападения радикалов в августе 1999-го года на Дагестан неуместно. Религиозные деятели Дагестана выразили поддержку стремлению главы Чечни защитить чеченцев от клеветы, но возразили против привлечения фигуры имама Шамиля для объяснения современных политических проблем.
"Только нам непонятно, для чего было вспоминать в этом контексте имама Шамиля, который якобы не давал чеченцам возможности присоединиться к России двести лет тому назад? Глава Чечни хочет сказать, что тень имама Шамиля подняла его народ на две войны против России в девяностых? Странный поворот", — отмечается в письме.
Шамиль был третьим имамом Дагестана с 1834-го по 1859 год. С 1840-го он стал имамом Чечни и Дагестана. Он воевал против российской армии за независимость Кавказа, пока не попал в плен в 1859-м во время взятия аула Гуниб в Дагестане. Шамиль считается национальным героем народов Северного Кавказа.
Имам три раза встречался с императором Александром II, одна из встреч произошла на свадьбе цесаревича Александра, на которую его пригласили. В 1869 году российский император отпустил Шамиля в паломничество в Мекку. Шамиль скончался в городе Медина Саудовской Аравии, где и был похоронен на кладбище аль-Баки.