От имени 30 жителей Ингушетии, содержащихся под стражей в СИЗО Нальчика, к Уполномоченному по правам человека в КБР Борису Зумакулову и руководителю Кабардино-Балкарского правозащитного центра Валерию Хатажукову обратился лидер движения "Опора Ингушетии" Барах Чемурзиев.
Лидеры ингушской оппозиции Ахмед Барахоев, Барах Чемурзиев и Муса Мальсагов были арестованы после мартовского протеста по уголовным делам о призывах к массовым беспорядкам и о насилии по отношению к представителям власти. 26 марта в Магасе прошел митинг, участники которого выступали против соглашения о границе Чечни и Ингушетии и требовали отставки главы республики Юнус-Бека Евкурова. На следующий день акция без разрешения властей была продолжена и переросла в стычки между участниками и силовиками.
Your browser doesn’t support HTML5
Главное следственное управлением СКР по СКФО предъявило Бараху Чемурзиеву обвинения в организации применения насилия в отношении представителя власти, говорится в его обращении, опубликованном на сайте Кабардино-Балкарского правозащитного центра. Исходя из материалов дела, событие произошло на территории Ингушетии, пострадавшие и свидетели также находятся в этой республике.
"Тем не менее, СК РФ по СКФО проводит предварительное следствие в г. Нальчик, судебное делопроизводство ведет Нальчикский городской суд", - отмечается в обращении.
Чемурзиев пояснил, что в соответствии с УПК "предварительное следствие производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления (п.1.ст.152 УК РФ)", а "уголовное дело подлежит рассмотрению в суде по месту совершения преступления (п.1. ст.32 УК РФ)".
"В Ингушетии есть полноценная судебная система и новое, современное здание СИЗО. Соответственно, предварительное следствие и судебный процесс должны, в соответствии с законодательством РФ, проходить на территории Ингушетии", - говорится в обращении Бараха Чемурзиева.
По его словам, родственники и адвокаты вынуждены ездить на заседания в Нальчик за 110 километров. "Аналогичным образом нарушаются права еще около 30 жителей Ингушетии, которые были задержаны вместе со мной", - отметил Барах Чемурзиев.
По его мнению, "судебный процесс над жителями Ингушетии, проходящий на территории КБР, неминуемо приведет к ухудшению межнациональных отношений между братскими народами КБР и РИ", и "уже сейчас нахождение около 30 жителей РИ в СИЗО-1 создает напряженность в этом учреждении".
Лидер движения "Опора Ингушетии" просит Уполномоченного по правам человека в КБР и Кабардино-Балкарский правозащитный центр содействовать переводу 30 жителей Ингушетии из КБР в Ингушетию.
Не было никаких оснований для того, чтобы помещать этих людей в СИЗО Нальчика, рассказал "Кавказ.Реалии" руководитель Кабардино-Балкарского Правозащитного центра Валерий Хатажуков.
Your browser doesn’t support HTML5
"Барах Чемурзиев в своем обращении изложил все подробно и обоснованно. УПК регламентирует эти моменты. Я хочу сказать, что в числе тех, кто находится под стражей, авторитетные уважаемые в народе люди, старейшины, а их сюда привезли на вертолетах. Сама мера пресечения в виде содержания под стражей в отношении них очень жесткая. Это не люди с улицы, не какие-то проходимцы. Мы знаем, что эти люди, наоборот, сделали все для того, чтобы не было столкновений", - сказал Хатажуков.
По его словам, ингушские лидеры и активисты содержатся под стражей в Нальчике, здесь же проводятся предварительное следствие и судебное делопроизводство. "Это все происходит на нашей территории, эти люди находятся на нашей территории. Потому обращение адресовано нам и Уполномоченному по правам человека в КБР. Мы со своей стороны уже обратились в Генеральную прокуратуру, будем обращаться в местные органы власти", - подытожил правозащитник.
Причины того, почему их вывезли в Нальчик, понятны, сказал "Кавказ.Реалии" руководитель правозащитной организации "МАШР" Магомед Муцольгов.
"Их вывезли подальше, потому что они здесь часть народного протеста, они его лидеры, они имеют большой авторитет и уважаемые люди. Естественно, в Ингушетии к ним хорошее отношение. Их вывезли в Нальчик, чтобы к ним был затруднен доступ адвокатов и родственников. Если говорить с правовой точки зрения, их не должны были туда везти, следствие должно проводиться на территории Ингушетии, также здесь должны проводиться судебные разбирательства, то есть по месту происшествия событий", - пояснил Муцольгов.
"Мы считаем, что уголовных дел в отношении этих людей быть не должно. Если просмотреть видеозаписи, изучить другие материалы, то очевидно, что эти люди не принимали участия в насилии, более того никого не призывали к нему. А в их отношении провели целую военную операцию, доставили на вертолетах", - сказал Муцольгов.
По мнению правозащитника, "это дело рассматривается не в правовом поле и является политическим". "Есть другие виды меры пресечения, но лидеров и активистов народного протеста содержат под стражей. СИЗО – это режимный объект, и когда невинные люди сидят, к ним применяются правила, которые применяются ко всем заключенным. Подобное отношение может спровоцировать на бытовом уровне противостояния. Это может восприниматься в штыки и вызвать межнациональные противоречия. Это и имел ввиду Барах Чемурзиев", - сказал Магомед Муцольгов.
В Главном следственном управление СКР по СКФО сказали корреспонденту "Кавказ.Реалии", что не комментируют ситуацию вокруг задержания и следственных мероприятий по делам задержанных ингушских активистов. "У нас нет пресс-службы, мы не даем комментарии, все запросы надо направлять в Следственный комитет России", - сказал представитель ГУ СКР по СКФО. Оперативный комментарий от СКР нам не удалось получить.