Задержание сотрудников "Комитета против пыток" поставило под вопрос снятие ими документального фильма об уголовном деле Альберта Хамхоева, подвергшегося пыткам в местном Центре противодействия экстремизму.
Сотрудники - Магомед Аламов и Евгений Чиликов, а также внештатный оператор Леонид Уткин, были задержаны в Назрани 7 мая.
Как рассказал "Кавказ.Реалии" режиссер Чиликов, правозащитники планировали заснять здание, где ранее находился Центр "Э" и куда в свое время был привезен Хамхоев. Однако они не успели это сделать - им начали кричать и свистеть, а потом подбежали к ним вооруженные люди. Часть из них была сотрудниками Росгвардии, впоследствии также подъехали сотрудники ГИБДД, изначально все они вели себя крайне агрессивно.
По словам Чиликова, правозащитникам даже пришлось заблокировать двери автомобиля - они разговаривали с силовиками через окно, объясняя, что ничего не нарушают и просто ведут съемку в публичном месте, в то время как те угрожали вызвать сотрудников службы собственной безопасности и физически их задержать.
Ситуацию удалось разрядить, только когда на место приехал глава ингушского отделения правозащитного центра "Мемориал" Тимур Акиев, а также после звонка председателю президентского Совета по правам человека Михаилу Федотову. Федотов связался с главой Ингушетии Юнус-Беком Евкуровым и рассказал о случившемся, попросив разобраться. К концу общения, которое продлилось около часа, силовики начали вести себя гораздо вежливее, отметил Чиликов.
"Но даже после разрешения конфликта нам не разрешили отснять материал. Якобы из-за того, что в кадр попадут сотрудники правоохранительных органов. Сейчас в этом здании находится подразделение, отвечающее за обеспечение безопасности лиц, подлежащих госзащите. Мы предложили, чтоб сотрудники ушли на время, а мы снимем то, что нам нужно, но нам это не разрешили. В итоге мы вообще уехали из Ингушетии, и пока не ясно, насколько теперь получится там снимать. Хотя, безусловно, для нашего фильма съемки в Ингушетии очень важны", - сказал режиссер.
По его словам, после инцидента никто из руководства республики с правозащитниками не связывался.