Украина – западня для кавказцев?

Митингующие у здания Генпрокуратуры Украины требовали отставки подписавших экстрадиционные документы по делу ингуша Тумгоева. 17 сентября 2018 года

Ищущие убежища в Украине уроженцы Северного Кавказа опасаются высылки в Россию

Информация генпрокурора России Юрия Чайки об экстрадиции в 2018 году из Украины 22 россиян свидетельствует о сотрудничестве государственных органов двух стран.

После выдачи ингуша Тимура Тумгоева, просившего убежища в Украине, это сообщение выглядит вполне правдоподобно, несмотря на то, что заявление Чайки об экстрадиции чеченца Магомеда Дукузова не подтвердилась.

Военный конфликт на Донбассе с непосредственным участием российских военных и наемников не является препятствием для взаимодействия в поимке беглецов. Речь идет прежде всего о подозреваемых российскими спецслужбами в причастности к незаконным вооруженным формированиям.

Большинство искателей убежища в Украину приезжают через третьи страны, преимущественно через Турцию и Египет. И хотя правила въезда для обладателей российских паспортов ужесточаются, сегодня в стране может находиться несколько сот кавказцев, преследуемых спецслужбами России, говорят правозащитники.

Правозащитник: СБУ и ФСБ сотрудничают

Обращение в миграционную службу Украины для разыскиваемых через Интерпол сопряжено с риском: известны случаи, когда о местонахождении беженца и другие данные становились известны тем, кто организовал преследование. По словам ингуша Руслана Мейриева, который отбыл год экстрадиционного ареста в СИЗО Запорожья, сотрудники Службы безопасности Украины не скрывали: сразу после задержания они проинформировали консульство России о его местонахождении. Хотя к тому времени Мейриев несколько лет легально находился на территории Украины.

Большинство фактов сотрудничества спецслужб остаются неизвестными, но существует множество косвенных доказательств взаимодействия ФСБ и СБУ, утверждает харьковский правозащитник Борис Захаров.

"Харьковская правозащитная группа неоднократно сталкивалась с фактами, которые нельзя объяснить иначе, как сотрудничеством украинских государственных органов со спецслужбами государств бывшего СССР, в частности - России. Например, передача информации об обратившемся за статусом беженца. После этого человека объявляют в розыск, в материалах дела, присланных российской стороной, появляется информация о местонахождении с указанием точного адреса", – сказал Захаров "Кавказ.Реалии".

Он добавил, что также известны факты преследования беженцев на территории Украины российскими спецслужбами: "Это можно объяснить неформальным сотрудничеством спецслужб или непрофессионализмом наших спецслужб".

Напомним, что официально, еще в 2014 году, СБУ заявила о прекращении любого сотрудничества с ФСБ.

Угроза экстрадиции стали в Украине инструментом давления на нежелательных беженцев. К таким относятся, прежде всего, кавказцы, исповедующие салафитскую версию ислама. Ингушский активист Салман Сайнароев, который добивался расследования экстрадиции Тумгоева, впоследствии арестованный по обвинению в тяжком уголовном преступлении, сообщил "Кавказ.Реалии" об угрозах со стороны украинских полицейских. Сначала они обещали отправить в Россию его жену, а затем и его самого.

Читайте также Бегство от смерти

Информации нет

Заявление президента Украины Петра Порошенко об окончательном выходе Украины из СНГ обнадежило искателей убежища. Ведь экстрадицию власти страны обосновывали ссылками на Минскую конвенцию о правовой помощи 1993 года в рамках Содружества.

Киевский адвокат Глеб Норов говорит, что де-факто этот документ действует до сих пор. И он оставляет украинским властям простор для маневра.

"Даже соответствующий договор СНГ предусматривает ряд оснований для отказа в выдаче, среди них, к примеру, возможный ущерб суверенитету и безопасности выдающей страны. Учитывая актуальную повестку отношений с Россией, имеет смысл пересмотр договорной базы, в том числе и касательно экстрадиции, с целью максимального обеспечения соблюдения прав человека и интересов Украины", - отметил адвокат.

В тоже время нет никаких признаков изменений в экстрадиционной политике украинской Генпрокуратуры. Она не анонсирует свои решения о запланированной выдаче, но уже сегодня можно говорить о реальной угрозе экстрадиции нескольких соискателей убежища из Дагестана, Чечни и Ингушетии.

И будут ли обнародованы реальные причины их высылки, а не отписки? По словам депутата Верховной Рады, главы Меджлиса крымских татар Рефата Чубарова, комиссия по расследованию обстоятельств выдачи в Россию того же Тумгоева так и не заработала, хотя Генпрокуратура Украины обещала создать ее.

Никаких данных о возможности экстрадиции кавказцев нет, заявил "Кавказ.Реалии" пресс-секретарь Генпрокуратуры Украины Андрей Лысенко: "Я такой информацией [о планируемых экстрадициях кавказцев в Россию] не располагаю".

Аналогичный же ответ был получен и от пресс-секретаря СБУ Елены Гитлянской.

"Я от таких планах не слышала", - сказала собеседница, отвечая на вопрос о возможных экстрадициях кавказцев.

Читайте также "Россия – демократическое государство, там безопасно"