"Отца убили, мать умерла"

В лагере "Аль-Холл"

Как из Сирии спасали осетинских детей

На прошлой неделе во Владикавказ в сопровождении депутата Госдумы Зураба Макиева вернулись трое детей: мальчик и девочка 7 лет и их младшая 4-летняя сестра.

Несколько лет назад их родители покинули Северную Осетию, чтобы примкнуть к отрядам экстремистской организации "Исламское государство".

Сначала погиб глава семейства, потом скончалась и его супруга. Детей также ждала незавидная участь. Если бы не счастливое стечение обстоятельств.

Доверчивый перспективный спортсмен

Роман Г. (по просьбам родственников детей редакция не публикует его фамилию) был глубоко верующим человеком. Посещал церковь, занимался вольной борьбой и был весьма перспективным спортсменом. Но потом решил принять ислам, поменял имя на Рамадан, а вскоре попал под влияние радикально настроенных единоверцев, воспользовавшихся его доверчивостью. Так он стал религиозным фанатиком и решил встать на путь джихада.

Сначала в его жизни была Саудовская Аравия, а затем он вылетел в Турцию, откуда перебрался в Турцию, где примкнул к боевикам. Через какое-то время, в 2014-м году, теми же путями он перевез к себе супругу и трех детей. К тому времени он уже успел зарекомендовать себя среди сторонников, был достаточно крепким и подготовленным боевиком и очень быстро дослужился до командира небольшого отряда.

Но их "счастье" длилось недолго. В одном из бою Рамадана убили, а его семья оказалась в печально известном лагере для беженцев "Аль-Холл" на северо-востоке Сирии, подконтрольном курдскими отрядам. Антисанитария, отсутствие воды и элементарных бытовых условий – это лишь малая часть неудобств лагеря.

Выкуп

Лагерь, в котором по разным данным содержится от 53 до 72 тыс. человек, поделен на несколько зон: для сирийских беженцев, беженцев из Ирака и, пожалуй, самая суровая - для членов семей боевиков ИГ, среди которых немало выходцев из Северного Кавказа и Средней Азии.

В лагере жена Рамадана спустя три месяца умерла: якобы от сахарного диабета. Пока она находилась в "Аль-Холле", несколько раз звонила по телефону своей сестре. Со связью помогали женщины из Средней Азии.

Около полугода назад тетя детей обратилась к депутату Госдумы Зурабу Макиеву. Тот подключил к проблеме своего думского коллегу, руководителя межпарламентской российско-сирийской группы дружбы Дмитрия Саблина. Так началась настоящая спецоперация по спасению детей: подключились руководители МВД и ФСБ республики, МИДа и даже минобороны.

Депутат Госдумы Зураб Макиев

"Около года дети были предоставлены сами себе. Разве что за ними присматривала женщина из Таджикистана. По большому счету, мальчику пришлось взять опеку над сестрами. Ежедневно от болезней, ран и антисанитарии в лагере умирает не один ребенок. И неизвестно, какая судьба ждала этих ребят", - рассказал "Кавказ.Реалии" Макиев.

Общими усилиями парламентариям удалось оформить детям пропуск домой. Известный североосетинский общественник, блогер Алик Пухаев, знакомый с проблематикой, не сомневается: в данном случае не обошлось без весьма солидного выкупа.

"Для курдов члены семей боевиков, содержащихся в лагере, - живой товар, распоряжаются ими по своему усмотрению. Они припоминают им годы гонений и насилия со стороны террористических группировок, поэтому не гнушаются той же работорговлей. В общем-то всем тем, что практиковали сами игиловцы", - говорит Пухаев.

Не отходят от воды

Вызволить детей из фактического плена – одна проблема. Неожиданно возникла другая – в Северной Осетии чиновники вдруг стали чинить бюрократические препятствия. На первоначальном этапе требовалось оформить временное опекунство на тетю, а региональное Минсоцзащиты проявило безразличие. Только после содействия МИДа удалось решить этот вопрос.

"Еще нужно закрепить опекунство за сестрой матери детей. У нее у самой трое детей, но она готова взять заботу над племянниками. Лично убедились, что жилищные условия позволяют это. Думаю, у тети им будет вполне комфортно", - рассказал Макиев.

Впереди предстоит большая работа педагогов и психологов. Если мальчик достаточно коммуникабельный, то девочки замкнулись в себе. Старших за 5 месяцев нужно подготовить к школе, а младшую – к детскому саду. Заново они привыкают и к элементарным бытовым удобствам.

"В новом доме дети себя чувствуют вполне комфортно, понемногу вспоминают, что раньше гостили здесь. Все у них хорошо, веселятся, адаптируются понемногу, в том числе и к еде", - рассказала их тетя Лорианна. Дети не отходят от воды, ведь в Сирии с этим были проблемы: а здесь постоянно пьют ее, умываются и купаются.