"Документы отбирают сразу". Когда помощь оказывается рабством

​Объявление на проспекте Октябрьской революции в Ставрополе

"Добрые объявления" в Ставрополе стали исчезать после того, как ими заинтересовались журналисты

Объявления о "помощи людям" стали часто появляться на улицах Ставрополя. Некая благотворительная организация предлагает помочь нуждающимся. Внизу — номер телефона, а мелким шрифтом написано "ежедневная заработная плата".

Однако после того, как благодетелями стали интересоваться журналисты, объявления в городе стали исчезать. По указанному номеру телефона никто не отвечает.

Объявления привлекали людей, недавно вышедших из мест лишения свободы, наркозависимых. А ещё — молодых мам, по той или иной причине оставшихся с маленьким ребёнком на руках. Оказывается, "помощь" сводилась к проживанию к более чем в спартанских условиях, койка-месту, выполнению грязной работы и режиму, как в армии или в тюрьме. Постояльцы сбегали. Женщины после побега приходили в ставропольский епархиальный приют "Мамины руки". Корреспондент "Кавказ.Реалии" встретился с координатором Ларисой Оганян.

"Это место не предназначено для женщины с ребёнком. Там мужчины фривольного поведения. Курят, продолжают тайно употреблять наркотики. Находят способ удовлетворить потребности. Исцеления там нет. Конечно, женщинам там плохо было. Нашли нас в итоге".

Казалось бы, что раз эти женщины смогли покинуть приют, значит насильно там никого не держат? Однако это не совсем так. Корреспондент "Кавказ.Реалии" встретился с девушкой, которая не просто ушла — а сбежала из этой самой "благотворительной организации". Собеседница просила не называть ее имени.

"Документы отбирают сразу. Женщин на улицу не выпускают вообще. Мужчин — редко. Да и то — в сопровождении надзирателя, по пути на очередную работу. Каждый вечер — собрания. Читали какую-то странную литературу, очень далёкую от православной. Вообще далёкую от какой-то адекватной религиозной литературы", - рассказывает женщина.

На новом месте у девушки есть все удобства. До этого жила хуже, чем в казарме.

География благотворительной организации обширна. Нуждающимся "помогают" в Санкт-Петербурге, Севастополе, Челябинске. Тридцать шесть городов, восемь регионов страны.

"У меня дочка просится, чтобы я помогла ей переехать в Ставрополь. - рассказывает Лариса Оганян. - Они с супругом живут в аналогичном приюте в Приволжске, под Волгоградом. Она говорит, что не может больше там - их травят, кормят просроченной едой".

В Ставрополе работает ещё одна организация с подобной целью, "Социальная инициатива". Предлагает помощь, крышу над головой и еду, читают Библию. С ними удалось выйти на контакт. Руководитель Дмитрий Кучугура рассказал по телефону, что у общественной организации четырнадцать центров. Три из них в Ставрополе, там проживают двадцать человек.

"Есть БОМЖи, они восстанавливаются, приходят в себя. Помогаем восстанавливать документы. Люди, которые освободились из мест лишения свободы и им некуда идти, наркоманы. Все они приняли решение, что хотят поменять жизнь".

Перемены начинаются с труда. Постояльцы грузят, пилят, копают. Бесплатно.

"Финансовые моменты уходят на их обеспечение: еду, одежду, на потребности, на нужды людей". - рассказывает Дмитрий Кучугура.

Лариса Оганян уверена: если организация работает "по закону", то может быть полезна.

"Если не будет их, где будут эти беспредельщики? Готов ли наш социум повернуться лицом к этим людям? Не готов. Мы все говорим, мол, они плохие, пьют-курят, наркоманы, сами себя такими сделали, а я не собираюсь с этим отребьем возиться - собачке лучше помогу'".

Но законно работают далеко не все. На Ставрополье уже были прецеденты с подобными благотворительными организациями. Так, в "Береге Надежды" лечили от наркотической и алкогольной зависимости в обмен на тот же бесплатный труд. Постояльцы читали псевдорелигиозную литературу. Как оказалось, "Берег надежды" был воплощением религиозной организации "Преображение России", запрещенной в России ещё в 2011 году. Служители похищали людей.