Гульнара Рустамова: путь из Дагестана в Сирию

Гульнара Рустамова в Махачкале, 11 июля 2012 года

Правозащитница сменила свои взгляды и оказалась в рядах ИГИЛ

Известная в прошлом дагестанская правозащитница Гульнара Рустамова погибла в последнем бастионе боевиков экстремистского "Исламского государства" в Сирии в городе Багуз в четверг 21 марта 2019 года.

По данным "Кавказ.Реалии", она находилась в одном из небольших лагерей, в котором укрывались в основном женщины и дети. Перед последним обстрелом, объяснил наш источник, военные предложили женщинам с детьми сдаться в плен.

"Их обстреливали со всех сторон. Их бомбили ночью, днем стреляли. На видео, которое прислали оттуда, Гуля идет с палкой, хромает, а следом за ней другая женщина, они были последними из тех, кто там оставался. Когда была возможность покинуть место, они категорически отказались, хотя понимали, что могут быть там убиты", - сообщили источники из зоны боевых действий. Эта информация подтверждается и записью в Instagram.

В свое время Рустамова стояла у истоков организации, занимавшейся пропавшими без вести в Дагестане. У самой активистки была трудная судьба. В одной из спецопераций в республике в 2012 году была убита ее родная сестра Динара (Асма), бывшая замужем за одним из боевиков. "Гульнара уговаривала тогда ее выйти из окружённого дома, сдаться, но ничего у неё не получилось. После этого правозащитная деятельность Гульнары окончательно завершилась, можно сказать", - рассказал "Кавказ.Реалии" Заур Б., который знал Гульнару Рустамову по работе в смежной правозащитной организации в Дагестане.

Правозащитнице приходилось нелегко и до того поворотного случая в ее жизни. Например, одна из федеральных газет в 2010 году опубликовала ее фотографию, описав ее как потенциальную террористку­-смертницу. Некоторые СМИ писали, что под крышей дагестанской общественной организации, с которой сотрудничала Рустамова, якобы собираются "черные вдовы".

Гульнара Рустамова также жаловалась на слежку и другие виды давления со стороны силовиков. Тем не менее, ее отъезд в зону боевых действий в Сирию для многих ее знакомых стал полной неожиданностью.

По словам ее бывшего коллеги Заура Б., можно "как угодно к ней относиться, но в своё время она выходила на многочисленные митинги против беспредела силовиков. Конечно, личность она одиозная, всегда ходила по краю. И в последние годы в Дагестане ее окружала смерть и ненависть. Смерть, а точнее убийства близких, подозреваемых в причастности к боевикам, и ненависть со стороны силовиков. Но для многих знавших ее стало сюрпризом, что она переселилась в Сирию".

Наш собеседник заметил, что по его информации ей предлагалось вместе с детьми перебраться в Европу, но она, сломленная насилием в республике, видимо, осмысленно выбрала путь в ряды сторонников ИГ.

Правозащитница из Дагестана, также хорошо знавшая погибшую, поведала "Кавказ.Реалии", что ей "было больно узнать, что ее жизнь закончилась таким образом и в таком месте". Она, как и все ее коллеги, "с ужасом восприняла новость", что Гульнара переехала в Сирию. По ее словам, у нее с Гульнарой были разные точки зрения на то, как строить и вести правозащитную деятельность в Дагестане. "Но вся ее жизнь в последние годы сводилась к тому, что мы все ждали такого рода известия о ней из Сирии", - сказала дагестанская правозащитница.

Член Совета при главе ЧР по развитию гражданского общества и правам человека Хеда Саратова в беседе с "Кавказ.Реалии" заметила, что была сильно удивлена, узнав, что Гульнара находится в в зоне конфликта. Саратова узнала об этом от женщин, которые возвратились из Сирии в Россию. Общественница считает, что пропаганда ИГ была направлена на втягивание в свои ряды и таких людей, как Рустамова.