В дагестанских предприятиях газовой отрасли проходят массовые обыски. Уже возбуждено восемь уголовных дел и озвучены схемы хищения денег. По версии следствия по делу отца арестованного сенатора Рауля Арашукова, именно во время поставок в Дагестан семья Арашуковых успела заработать около 27 млрд рублей.
Топливо для "мертвых душ"
Обыски в республике инициировали из-за многочисленных фактов необоснованного начисления долгов за газ. Схема была простая: на потребителя регистрировались два одинаковых лицевых счета, по одному из которых реально осуществлялись платежи, а по второму – начислялась несуществующая задолженность. Еще один вариант обмана – лицевые счета на вымышленных лиц.
Читайте также Силовики "включили Сталина"?"При определении размера долга имелись некоторые неточности, поскольку выявляются факты, когда с целью сокрытия хищений и злоупотреблений работники газовой отрасли умышленно регистрируют фиктивные лицевые счета несуществующих абонентов, за частичную оплату "списывают" задолженность потребителей и, наоборот, после повреждения приборов учёта начисляют плату по нормативам потребления", – цитирует слова прокурора Дагестана Дениса Попова "Черновик".
Житель Карабудахкентского района (в этом районе, кстати, обнаружили самую большую задолженность – почти полмиллиона) Магомедсаид Таймазов рассказал "Кавказ.Реалии", что несколько месяцев исправно оплачивал потреблённый газ, но потом выяснил, что у него долг почти в девять тысяч рублей. "Я был в 'Горгазе' и выяснил, что мой долг до сих пор в силе. Мне объяснили, что есть посредник и проблема возникла на его уровне и обещали, что платёж пройдет до четвертого числа. Я сегодня проверял, деньги до сих пор не дошли", – рассказал Таймазов. По его словам, на необоснованные долги жалуются многие его знакомые.
По долгам за газ Дагестан занимает второе место в России. Задолженность республики – более 9 млрд рублей. Первое место удерживает Чечня с задолженностью более 13 млрд рублей, девять из которых местная прокуратура недавно попыталась списать через суд. Ещё полтора года назад генеральный директор ООО "Газпром Межрегионгаз" Кирилл Селезнев, выступая на пресс-конференции, рассказал, что уровень оплаты за газ в СКФО составил 41,2%, что более чем в два раза меньше уровня расчетов в среднем по России. По его свежей статистике, сейчас собираемость оплаты за газ на Северном Кавказе выросла и составляет 62%, в то время как в других регионах – 90%.
Газ потерянный, он же – ворованный
Приписывание необоснованных долгов – всего лишь один из способов хищения денег. О масштабах воровства газа на Северном Кавказе можно судить по похищенным суммам, которые вменяют советнику гендиректора ООО "Газпром Межрегионгаз" Раулю Арашукову - 30 млрд рублей. Следствие полагает, что соучастники группы, в которую входил и сын Рауля Арашукова – Рауф, обеспечивали заключение договоров по поставку СКФО объема газа больше, чем это было необходимо. "Они похищали газ, реализовывая его компаниям и физическим лицам за наличный расчет", – сообщили в СКР. Кроме того, как полагает следствие, газ поставлялся несуществующим жителям региона. Как писал "Кавказ.Реалии", из этих денег не менее 27,4 миллиарда были получены при поставках газа в Дагестан.
Читайте также "Как же он служил в очистке"Ещё один из способов хищения газа – пункт, который в документах называется "потеря газа". По нормативу он составляет около 3%, в то время как в Дагестане "теряют" 30-40%. Экс вице-премьер Дагестана Магомедгусен Насрутдинов, которого Верховный суд Дагестана признал виновным в мошенничестве, многократно повторял, что понятие "потерянный газ" в Дагестане означает "ворованный газ".
Два года назад для усиления контроля за реализацией газа в СКФО в каждой республике были созданы самостоятельные дочерние общества, напрямую подчиняющиеся ООО "Газпром Межрегионгаз". Между тем, в декабре в хищении миллиарда рублей был заподозрен гендиректор "Газпром Межрегионгаз Махачкала" Владимир Анастасов.
В ООО "Газпром Межрегионгаз Махачкала" на просьбу прокомментировать версию следствия о том, что часть вменяемой Арашуковым суммы была получена при поставках в Дагестан, рассказали, что пока ничего конкретного ответить не могут. "Мы сейчас не можем на это ничего ответить, потому что сейчас идет следствие. Пока у нас нет никакой информации, которой мы могли бы поделиться. Если что-то и станет известно, то об этом будет сообщено через головной офис", - прокомментировали в организации запрос "Кавказ.Реалии".