Российские студенты университета аль-Азхар в Каире заявляют, что нахождение в Египте для них небезопасно. Местная полиция и спецслужба проводит постоянные рейды, проверки документов, задержания и депортации. В большей степени это касается кавказцев, приверженцев салафизма.
Власть и репрессии
По данным российского посольства в Каире, в городе сейчас находится примерно пять тысяч россиян. В основном это студенты, уроженцы мусульманских республик, и их семьи.
Они здесь изучают шариатское право, хадисоведение, арабский и английский языки, а также религиозную литературу.
Раньше обстановка в Египте была довольно спокойная. Учащиеся въезжали по туристической визе, поступали в университет (в аль-Азхаре обучение бесплатное. Цены на квартиры и продукты в городе довольно демократичные, особенно в непристижных районах столицы.
Вуз рассматривает заявку от абитуриента в течение нескольких месяцев. В это время статус иностранца в Египте неопределенный. Он уже не турист, срок визы истек, но еще и не студент - постоянную не предоставили. Порой так проходит целый год. По словам самих учащихся, никто не обращал особого внимания на эти формальности, но в последнее время власть развернула настоящие репрессии.
Пропавшие ингуши
До сих пор нет никаких официальных данных о местонахождении пятерых задержанных в Каире ингушах. Полиция задержала их после обыска в жилищах в августе прошлого года. Тогда же задержали и еще нескольких человек, включая жену одного из них с тремя маленькими детьми, но спустя несколько дней отпустили. Всех, кроме этой пятерки: Исмаил Чемурзиев, Хизир Дугиев, Илез Аушев, Али Дзейтов, Рамазан Плиев.
Их земляки и сокурсники узнали о случившемся из групп оповещения в месенджерах. Они несколько раз обошли отделения полиции в районе Арба-Нус, где жили пропавшие, и в соседних. Везде был один ответ: ваших у нас нет.
Иностранным журналистам полиция Египта комментариев не дает, ссылается на закон о Чрезвычайном положении, который действует в стране и каждые три месяца продлевается властями. Этот закон дает почти неограниченные права силовикам и уменьшает шансы на защиту граждан и приезжих.
Студенты боятся называть свои фамилии в разговоре с журналистом, просят их не фотографировать, даже не записывать голос на диктофон. Боятся быть опознанными, боятся новых проблем, хотят доучиться без приключений и вернуться домой. А это с каждым днем все сложнее.
Они даже опасаются показываться в аэропорту, не провожают и не встречают прилетевших в Каир земляков, чтобы силы безопасности случайно не заинтересовались ими.
Сами виноваты?
Неизвестность в деле ингушей пугает. Им не предъявляют никаких обвинений. По крайней мере, об этом ничего неизвестно. Адвокаты, которых в Каире пытались нанимать друзья арестантов, хотя бы просто, чтобы их найти, брались за дело и бросали. Объясняли, что оно крайне сложное, но в подробности не вдавались.
И даже спустя две недели после встречи по этому поводу вице-премьера ингушского правительства Алихана Цечоева с послом Египта в России Ихабом Ахмедов Талаатом, ясности не прибавилось.
Консул России в Каире Юсуп Абакаров рассказал, что власти Ингушетии неоднократно пытались контролировать поток учащихся в Аль Азхаре: "Такие разговоры ведутся уже пятнадцать лет. Исламские духовные лидеры из России, приезжающие сюда, обращаются в аль-Азхар, чтобы выяснить, сколько же наших граждан там учится. Но вуз не дает таких данных. Кроме того, пытались договориться о приеме в университет только официально рекомендованных Россией студентов. Из этого тоже ничего не вышло".
Собеседник отметил, что претензии к некоторым россиянам, прибывшим с Кавказа, обоснованы: "Дают объявление в Фейсбуке: «Наш брат попал в неприятности. Помогите его семье, переведите деньги». Потом оказывается, что тот, чья семья нуждалась в помощи, сам воевал в Сирии. А помогающие попадают под подозрение в финансировании запрещенной в России ИГИЛ. Египетские силовики их арестовывают, проверяют телефоны, интересуются, кто в списке контактов. Бывает, что подводит WhatsФpp. Тебе просто скинули ссылку на ролик. А он экстремистский, и ты под подозрением".
Данными о судьбе пропавших студентов консул, по его словам, не располагает.
Однако, по неподтвержденной информации от египетских волонтеров, пятерых узников видели несколько недель назад в одном из городских изоляторов Каира. Таким образом, есть весомая надежда, что мужчины живы и через какое-то время их депортируют, как и десятки других россиян, имевших невезение не угодить властям Египта.
Your browser doesn’t support HTML5