"Здесь боятся вторжения России или Ирана, агрессии Армении"

Азербайджанский флаг

Израильтянин поделился впечатлениями от поездки в Закавказье

Орон Холандер - израильский программист, путешественник, вегетарианец. Вместо европейского отпускного комфорта выбирает экстрим. Без знакомств, без знания языка и почти всегда без гида он ездит по странным, не туристическим местам. Заинтересовавшись Кавказом, он вместе с тремя друзьями посетил автономную республику Нахичевань, Нагорный Карабах, а также Баку. О своих приключениях Орон рассказал корреспонденту "Кавказ.Реалии".

"Думаю, мы там первые израильтяне"

- Из Израиля есть прямой рейс до Баку. Оттуда мы двинулись в автономную республику Нахичевань, эксклав в составе Азербайджана. С севера - Армения, на юге - Иран. Но граница с Арменией закрыта: военное положение. Рейс считается внутренним, но полет - над территорией Ирана (аварийная посадка в Иране может стоить свободы или жизни пассажиру с израильским паспортом – ред.). Остановились в городе Нахичевань, столице эксклава. Хотели побывать в Ордубаде (второй по величине город в Нахичевани - ред.), а также на границе с Ираном. Слышали, что есть поезд, но где и когда? В сети расписания нет. Мы проводили "расследование", как добраться? Англоязычных вокруг не было, турбюро тоже, машин напрокат и подавно. Здесь говорили по-русски, но мы его не знаем!

Орон Холандер

Кое-как отыскали толмача и гида с автомобилем в одном лице. Поехали. Поселок на границе выглядел очень традиционным и религиозным. Из туристов там бывают, наверное, только иранцы. Думаю, мы там первые израильтяне.

Джамаль

Наш проводник Джамаль - в прошлом солдат. Воевал против Армении. Он просил, если мы будем в Нагорном Карабахе, прислать оттуда фото. Мы уверяли, что не поедем, но он настаивал: много слышал об этом месте, но уверен, что никогда не побывает там из-за войны.

В Азербайджане и сейчас ощущение войны, везде солдаты. Джамаль говорит, что опасными считаются все окружающие страны. Здесь боятся вторжения России или Ирана и агрессии со стороны Армении.
Армянам въезд к соседу запрещен, хотя в обратную сторону (то есть азербайджанцам в Армению) вход свободен. Говорят, что не только граждан Армении, но даже людей с армянской фамилией в Азербайджан могут не пустить.

Ордубад, Азербайджан

При этом Джамаль уверял, что в его стране любят Израиль. Уже в Армении мы почти не упоминали, откуда мы. Нас предупредили об антиизраильских настроениях из-за продажи оружия Азербайджану (Израилем).

Карабах

Ханкенди (в армянской версии - Степанакерт) - самый большой и современный город в непризнанной Нагорно-Карабахской республике (армянское название - Арцах). Но по сути, он провинциальный. При оформлении визы мы получили штамп не в паспорте, а на отдельном бланке - во избежание будущих проблем с Азербайджаном. Эта страна воспринимает въехавших в Карабах иностранцев как нарушителей своей границы. Слышал даже, что в Ханкенди немало шпионов, собирающих для Баку информацию о приезжих. Регион кажется тихим и безопасным, хотя на улице много военных. Чувство, что время здесь законсервировалось. Местные жители словно похожи друг на друга, нет разнообразия. Ездят старые Лады. Дорогих машин почти нет. Попадаются автомобили без номеров.

И - наша обычная беда - нет англоговорящих. В Израиле я работаю с русскими, это меня выручило. Кое-как, вспоминая русские слова, мы делали заказ в ресторане. Трудно было объяснить, что я и моя подруга - вегетарианцы. Мы сидели и надеялись, что нам не подадут мясо. Такое случалось.

"Депортация или арест"

На электронных картах линия фронта в Карабахе обозначена нечетко. Большая часть территории запрещена для посещений. Часть городов полностью или наполовину разрушена. Легко заблудиться и оказаться на линии огня. Дороги здесь еще довоенные, инфраструктура в упадке. Мы ездили по трассе, расположенной ближе к азербайджанским войскам. По обочинам - разрушенные дома, видны сторожевые вышки и автоматчики.

Гостиница в Азербайджане

Один раз нас остановил патруль, предупредил, что если проедем еще вперед, наткнемся "в лучшем случае на солдат Арцаха, в худшем - на азербайджанских военных". Тогда нас ждет депортация или арест.

"Никто не пригласил"

Опыт поездок учит понимать место без знания языка. Людей, их жесты, "язык тела", уровень жизни. Что заказывают в ресторане, как гуляют по улице, во что одеты, сколько готовы платить за развлечения. В зонах конфликта обычно попадаются милитаристские граффити на стенах.

В этой поездке некоторые ожидания не оправдались. Мы читали о кавказском гостеприимстве, но нас ни разу никто не пригласил к себе домой. Даже наоборот, когда мы были в районах западного Азербайджана, люди смотрели настороженно.
В следующем году мы планируем посетить Северный Кавказ. Возможно, там будет иначе.