Жалоба чеченской матери, разлученной с детьми, принята ЕСПЧ

Европейский суд по правам человека посчитал нарушенными права чеченки Луизы Тапаевой на семью и эффективную правовую защиту, а также обратил внимание на дискриминацию женщин на Северном Кавказе.

Тапаева добивается возвращения своих четверых детей, которые были отняты у нее родителями умершего в 2015 году супруга.

Уведомление о коммуницировании жалобы получено Правовой инициативой сегодня, сообщили "Кавказ.Реалии" в правозащитной организации. Сама жалоба была подана пять месяцев назад, 23 мая.

Коммуницирование жалобы означает, что ЕСЧП усматривает нарушенными статьи Конвенции и посылает правительству РФ (ответчику) вопросы, на которые отводится определенный срок для ответа

"Самое важное то, что ЕСПЧ впервые задает правительству России вопросы по статье 14 Конвенции в подобном деле, и будет рассматривать вопрос о гендерной дискриминации в делах об опеке", - сообщили в Правовой инициативе, добавив, что ранее в аналогичных делах суд не усматривал нарушенным право через ст.14 Конвенции.

В настоящий момент в организации 29 аналогичных жалоб, которые поданы в ЕСПЧ.

Как отмечают юристы, власти РФ на этапе коммуникации утверждают, что суды Чеченской Республики придают особое значение происхождению ребенка, его мусульманскому вероисповеданию и традициям чеченского народа.

В частности, при определении места жительства ребенка вместе с отцом суд принимает во внимание национальные особенности воспитания детей в чеченских семьях, например, тот факт, что при распаде семьи ребенок по общему правилу воспитывается в семье отца.

Ранее юристы Правовой инициативы поясняли, что “в Чечне и Ингушетии вопрос опеки над детьми решается по нормам патримониальности".

Часто только сторона отца получает право опеки над детьми при разводе родителей. Власти в республиках иногда молчаливо, иногда прямо поддерживают местные обычаи воспитания детей. Федеральные власти этой практике потворствуют, что видно из их позиции на этапе коммуницирования жалобы, отмечают правозащитники.