Во Владикавказе продолжается громкий процесс над двумя сержантами – Зелимом Албеговым и Арсеном Слановым. Их обвиняют в избиении российских офицеров Антон Зайнутдинова и Богдана Патыка на военной базе в Южной Осетии.
Подсудимым грозит до пяти лет лишения свободы. Объем уголовного дела – невероятный для одного синяка. На столе судьи лежат 12 томов. Сержанты утверждают: офицеры напали на них, а не наоборот.
Последнее судебное заседание растянулось на весь день. Поддержать молодых людей пришли несколько десятков человек. Это и родственники, и общественники, и просто неравнодушные.
В начале заседания экс-премьер-министр Южной Осетии Олег Тезиев сообщил суду, что собирается быть общественным защитником. Адвокаты поддержали его, напомнив суду, что конституционное право подзащитного выбирать себе любого человека для поддержки. Гособвинитель выступил, разумеется, против, упирая на то, что у Тезиева нет юридического образования. Однако суд принял решение допустить Тезиева к защите. Первое, что он сделал, получив новый статус: заявил отвод судье Ивану Калите, потому что счел, что у него есть личная заинтересованность в исходе дела.
Но когда судья отказался принять отвод, сочтя, что у защиты отсутствуют доказательства его личной заинтересованности, Тезиев решил покинуть место рядом с подсудимыми.
"Я в этом фарсе участвовать не собираюсь", - сказал он.
Ситуация вышла из-под контроля. После того, как судья стал зачитывать текст так, что его было едва слышно, из зала начались выкрики в сторону судьи.
"Как вам не стыдно! Хамло! Совести у вас нет! Это неуважение к людям!" - кричали люди. В адрес суда летели нецензурные выкрики. Судья покинул помещение.
Пришедшей на суд молодой девушке, как впоследствии выяснилось, сестре одного из подсудимых, стало плохо, она потеряла сознание, и ей вызвали скорую.
В зале также находился свидетель обвинения капитан Богдан Патык. Гнев присутствующих обратился на него. Судебным приставам пришлось защищать его от тех, кто пытался к нему прорваться.
"Ты мужик или нет? Скажи все, как было!" - кричали на него женщины.
"Ты от русского что хочешь?" - махнула одна из девушек рукой в его сторону, успокаивая кричащую родственницу.
Когда всех удалось успокоить, заседание продолжилось в штатном режиме. Судья разрешил выслушать свидетеля сержанта Лагконова, на допросе которого настаивала защита.
Молодой человек рассказал, что случайно слышал разговор судьи и государственного обвинителя, в котором они обсуждали данное дело.
"Вы не имеете права говорить по делу с гособвинителем, - сказал адвокат подсудимых Руслан Тамаев. – Судебная этика не позволяет вам участвовать в деле, потому что вам не доверяют. Конституционное право быть судимым объективным судом еще никто не отменял".
Судья тем не менее не согласился, что обстоятельства, о которых рассказал свидетель, что-либо доказывают, и отказал в очередной раз в отводе себя и государственного обвинителя.
Тот самый капитан Патык в этот же день заявил, что хочет дать новые показания. Он сказал, что ни Сланов, ни Албегов не наносили ударов Зайнутдинову.
"Я перепутал Албегова с кем-то другим, - сказал Патык. – Албегов был единственный в спортивной форме, а Зайнутдинова бил кто-то в военной. Но я это только сейчас понял. А до этого я запутался, кто где был. Но я уверен, что Зайнутдинова бил не Албегов".
Защита стала требовать дорасследования дела. По ее мнению, слова Патыка полностью доказывают, что подсудимые невиновны.
Патык также сообщил, что удары наносил тоже сержант. Он успел это запомнить, потому что обратил внимание на ярко-желтые нашивки. Однако лицо нападавшего в тот день он увидеть не успел.
Защита стала также настаивать на вызове в суд следователя по делу. У адвокатов есть основания полагать, что он дал ложные показания, так как сообщал ранее, что никогда не звонил свидетелю по имени Андрей Катрич. Однако распечатка телефонных разговоров показала, что он не только звонил ему, но еще и шесть минут говорил с ним. Судья согласился поговорить с правоохранителем в следующий раз.
Новое заседание назначено на 17 августа. "Кавказ.Реалии" следит за процессом.