Себя не помнящие

Оюб Титиев

В Чечне началось слушание по делу руководителя грозненского отделения "Мемориала" Оюба Титиева. Уже допрошено тринадцать свидетелей со стороны обвинения. Все они – сотрудники полиции Курчалоевского района.

Эти люди в конце января 2018 года давали показания следователям, в которых говорили, что в день задержания Титиева они несли службу и не видели, как правозащитника задерживали, сами не участвовали в этом, да и вообще с ним не знакомы.

Как считают адвокаты Титиева, показания давались сотрудниками ППС с одной целью: собрать опровержение рассказу самого Оюба Титиева о собственном задержании. По его словам, 9 января его машину остановили сотрудники ППС в форме с нашивками ГБР (группа быстрого реагирования), и в ходе проверки транспорта подложили под переднее пассажирское сиденье пакет с марихуаной.

Эти сотрудники "сопроводили" его в местное РОВД. Там правозащитник настоял на том, что задержали они его незаконно, после чего его вывезли обратно и уже в районе 10.40 утра провели повторное задержание – на этот раз задокументированное.

Подробно о факте двойного задержания Титиев рассказал в своем заявлении в управление СКР по Чечне, которое направил 11 января. В нем он требовал возбудить уголовное дело против полицейских, подбросивших ему наркотики. Факт двойного задержания также изложен в жалобе в Европейский суд по правам человека, недавно поданной правозащитниками.

Сейчас же на суде представленные свидетели пытаются отрицать или попросту умолчать сам факт наличия у полиции Курчалоевского района формы, в которой задерживали Титиева, а также машин защитного цвета с надписью ГБР, которые правозащитник тоже видел.

Все 13 опрошенных свидетелей заявили, что они не помнят, какую форму носят их коллеги. Показания иногда доходили до абсурда: некоторые свидетели заявляли, что не помнят, какую одежду они носили сами за период своей работы. Хотя многие служат в ротах ППС по пять лет и более.

Адвокаты Титиева уже отметили на суде важный момент: свидетельские показания, которые были даны сотрудниками, во многом совпадают слово в слово. Такие совпадения видятся маловероятными, и есть подозрение, что свидетели просто подписали готовые бумаги.

Один из свидетелей, Юнус Вараев, в показаниях, данных следователю, заявил, что с Титиевым не знаком. Однако на суде выяснилось, что он является ему родственником по мужской линии. Сам Титиев напомнил молодому человеку, что не раз бывал в доме его отца, где и виделся с ним, а также встречался с ним на похоронах их общих родственников.

Отрицание родства ставит под сомнение объективность данных свидетелем показаний. Также защита отметила, что Вараев является родственником еще одной известной личности – Аймани Кадыровой, матери Рамзана Кадырова. Это, по мнению адвокатов, также могло повлиять на данные им показания.

Еще несколько опрошенных свидетелей оказались знакомы с Титиевым, хотя также ранее отрицали, что когда-либо видели его. Удивительным было заявление свидетеля, работающего на КПП Курчалоевского РОВД, куда 9 января дважды завозили Титиева: он сообщил, что никогда не видел, как правозащитник заезжает на территорию. Вопрос о том, как же он в итоге попал в РОВД, пока остается без ответа.

Сторона обвинения намерена представить в суде еще 52 свидетелей, которые, по информации "Кавказ.Реалии", также являются сотрудниками ОМВД по Курчалоевскому району. Адвокаты Титиева не сомневаются в том, что показания их будут схожи: в основном они будут говорить, что ничего не помнят.