Дагестанские платки украсили музей в Махачкале

В Дагестане такие платки носили представительницы почти всех народов. У аварцев они назывались "гормендо", у даргинцев – "гульмели", у лакцев – "чанахи", у кумыков – "гюльмендо", у лезгин – "гюльмелди".

С XIX века в Дагестане были широко распространены шелковые набивные платки из Азербайджана.

Сегодня их еще можно купить – старые и новые. Если повезет, можно найти старый шелк в новом окрасе или "старый" орнамент на современной ткани.

Пока готовилась выставка, специалисты сумели вычленить более 200 элементов узоров на платках.

В Дагестане все знают, что гюльмендо – это дорогое удовольствие. Цена некоторых платков достигает одного миллиона рублей.

В XX веке платок получил чрезвычайную популярность у губденских женщин. Он стал не только элементом одежды, но и антиквариатом. Губденки были законодательницами моды на гюльмендо, который считался необходимой вещью в приданом. 

Никто точно не знает, при каких обстоятельствах в Дагестан попал этот тип платка. По одной из версий, их поставляли через Дербент, по другой – привозили из Азербайджана лакцы, которые продолжительное время работали в этой стране. 

Гюльмендо и келагаи женщины носили как в повседневной жизни, так и по особым случаям (свадьба, траур и т.д.).  Для каждого мероприятия существовали свои предписания: учитывался цвет или сочетание цветов, тип рисунка, способ завязывания и возраст того, кто надевает.

Платок был и своеобразным социальным уравнителем. Келагаи богатых и бедных не отличались друг от друга.

На IX сессии ЮНЕСКО келагаи был внесен в список нематериального культурного наследия человека. Случилось это в 2014 году.