Известный историк Абдурахман Авторханов рассказывает о Пражской конференции большевиков, на которой Ленин стал создавать собственную партию послушных ему профессиональных революционеров.
Your browser doesn’t support HTML5
Начиная с 1911 года, уважаемые слушатели, Ленин усиленно работает над созданием собственной партии. У него была партийная школа под Парижем, где обучались активисты большевистской части РСДРП. В этой школе сам Ленин был первым профессором. В школе объясняли, как создать партию, как организовать революцию, как захватить власть. Ученики, которые окончили эту школу, были посланы Лениным в Россию (во главе этих учеников стоял известный партиец Серго Орджоникидзе). Ленин поручил им созвать в Баку Всероссийскую конференцию с тем, чтобы подготовить почву для создания новой большевистской партии.
На конференции были избраны члены Российской организационной комиссии (РОК). Задача РОКа - подготовить Всеобщую российскую конференцию обоих течений: и большевиков, и меньшевиков, и всех других течений социал-демократов, которые хотят участвовать в создании или восстановлении партии.
В декабре 1911 года в Париже Ленин созывает совещание заграничных партийных большевистских организаций, чтобы они поддержали идею РОКа. Объединив усилия заграничных большевистских групп и внутрироссийских партийных групп, в частности закавказских групп, в январе 1912 года Ленин созывает четвертую (Пражскую) Всероссийскую конференцию. На эту конференцию были приглашены все течения РСДРП, кроме ликвидаторов. Приглашенные на конференцию должны были представлять собой те или иные партийные организации - заграничные или внутренние. Однако приглашенные отказались участвовать. Так, участвовать отказались Плеханов, группа "Вперед" и другие течения, в том числе Троцкий.
Один человек на конференции все-таки присутствовал. Это меньшевик из России, которого рассматривали как представителя Плеханова. С ним был еще другой, который, кажется, не имел решающего голоса, но приблизительно выражал ту идеологию, ту программу, которую проповедовал Плеханов.
Интересны были дискуссии на этой конференции. Люди, которые приехали из России, были очень скептически настроены по отношению к заграничным эмигрантским группам. Например, Серго Орджоникидзе говорил на конференции, что заграничная группа - это просто нули. Такая постановка вопроса прямо била по Ленину, ведь его группа тоже была заграничной. Настроения стали особенно понятны, когда выступил второй руководитель Российской организационной комиссии Спандарян, который потребовал распустить заграничные группы. Он говорил: "Кто желает работать, пусть приезжает к нам в Россию". Ленин выступил против такого заявления руководителя РОК.
Он защитил иммиграцию, которая, по его словам, связана тысячами нитей с Россией, а его помощник, финансист партии, врач по образованию Семашко прямо сказал: "Вы, распуская нас, убиваете организацию, которая образовалась для того, чтобы помочь вам. И в то же время вы не закроете рот ни Мартову, ни 'Правде', то есть газете Троцкого". Был избран новый Центральный комитет из семи человек, в который вошли Ленин, Зиновьев, Голощекин, Орджоникидзе Спандарян, Шварцман и Марьяновский.
В Центральный комитет было представлено право кооптации новых членов ЦК. Процедура выборов была следующей: каждый делегат записывал фамилию кандидата в Центральный комитет и записку передавал Ленину. Результаты выборов не оглашали по конспиративным соображениям. Только Ленин знал, кто избран в состав Центрального комитета. В новом Центральном комитете были представлены только ленинцы, то есть только то течение, которое поддерживало Ленина. Исключением был меньшевик Шварцман, который считался человеком Плеханова.
Представителями Центрального комитета в Международном социалистическом бюро были избраны Ленин и Плеханов. Но Ленин отказался принять это избрание. Конференция избрала также новую редакцию социал-демократов, которая состояла из Ленина, Зиновьева, и Каменева. После конференции состоялся пленум Центрального комитета, на котором состав Центрального комитета был кооптирован, в него вошли делегаты Белостоцкий и Сталин (оба были провалены на конференции).
Позднее были кооптированы в Центральный комитет еще два большевика - Петровский и Свердлов. Для руководства партийной работой в России было создано т.н. Русское бюро ЦК, куда вошли Орджоникидзе, Спандарян, Голощекин, Сталин и Стасова. Конференция очень высоко оценила и работу РОКа.
В своей резолюции конференция отмечала "громадную важность, произведенной Российской организационной комиссией работы по сплочению всех российских организаций в одну партию - партию социал-демократов". Деятели РОК, которые работали совместно, большевики и меньшевики, как указывалось в решении, тем более заслуживают одобрения, что им "пришлось работать при неслыханно тяжелых политических условиях".
Сталинская история ВКП(б). Краткий курс. Придавая Пражской конференции почти значение учредительного съезда партии, Сталин хочет тем самым подчеркнуть, что только на этой конференции впервые родилась большевистская партия. Пражская конференция положила начало, говорится в этом самом кратком курсе, созданию партии нового типа, партии ленинизма, большевистской партии. Поскольку, как я уже указывал, Сталин впервые был вообще кооптирован в состав ЦК после этой конференции, то вполне понятно его желание видеть партию, которая существует только с тех пор, как он вошёл в состав ЦК.
Причем Сталин представлен, как избранный в состав ЦК на самой конференции (тогда как на самой конференции он был провален). Его кооптировал после конференции сам Ленин. Кооптировал за его дела на Кавказе. При этом Зиновьев, Голощекин, Шварцман и Марьяновский, которые были избраны в состав Центрального комитета на конференции, в кратком курсе вообще не указаны.
Таким образом, десятилетняя работа Ленина и его сторонников по захвату власти в партии впервые дала свои результаты. Был создан такой Центральный комитет, который в руках Ленина оказался ядром профессиональных революционеров на пути к власти в России. Пока меньшевистские партии бесконечно дискутировали на заграничных эмигрантских собраниях, Ленин и его ученики захватили власть в этой партии.
Историческое значение Пражской конференции для большевизма заключается в том, что только 1912 году была окончательно разрешена задача создания организации профессиональных революционеров, которую Ленин поставил перед партией еще накануне написания своей работы "Что делать?" в 1902 году. Ленину удалось создать Центральный комитет, состоящий из чистокровных ленинцев. В новом ЦК не было ни одного примиренца, не говоря уже о меньшевиках.
Единственный меньшевик-плехановец, который был включен в состав нового ЦК, исчез оттуда, когда выяснилось, что Плеханов не собирается признавать этот Центральный комитет.
По тому же принципу, что и ЦК, Ленин начал перестраивать всю иерархию партийных комитетов России. При этом Ленин руководствуется лозунгом "Лучше меньше, да лучше, лучше маленькое, но дисциплинированное, не думающее, не критическое, но вышколенное…"
Роман Малиновский, единственный случайный человек в ЦК, бывший член Госдумы от большевиков, как известно, оказался шпионом, агентом русской охранки. Но он был двойным агентом: с одной стороны, Малиновский работал для охранки, с другой, для Ленина.
Был ли он двойным агентом с ведома Ленина, остается тайной. Во всяком случае, в пламенных большевистских речах Малиновского в Думе, которые составил и отредактировал Ленин, проводилась линия большевистской партии, и эти речи вредили полиции больше, чем помогали ей для маскировки своего агента.
Когда Малиновский был разоблачен полицией, и председатель Думы Родзянко предложил ему убраться из Думы (речь идет о четвертой Думе), то Малиновский бежал за границу…к Ленину.
Ленин долго не хотел расставаться с Малиновским. Его предупреждала либеральная пресса, меньшевистская пресса (Мартов), что Малиновский является агентом полиции, однако Ленин настойчиво защищал Малиновского.
В самой большевистской партии о том, что Малиновский – агент полиции, Ленину говорили Бухарин, Трояновский. Ко всему прочему, как выразился один американский исследователь, Ленин знал, что биография Малиновского полна "уголовных мерзостей".
Интересно, когда кончилась революция, победили большевики, Малиновский вернулся в Россию и потребовал личной встречи с Лениным. Он вернулся добровольно. Однако Ленин предпочел не встречаться с ним. Малиновского судили при закрытых дверях и расстреляли.