Золотые горы

Кроме золота можно будет найти и еще что-нибудь полезное, считают специалисты

В горах Северной Осетии ищут золото. Первые результаты уже есть: золото действительно содержится в горной породе. Теперь вопрос только в том, стоит ли овчинка выделки и можно ли будет его добывать в промышленных масштабах.

Сейчас на территории Осетии не добываются какие-либо уникальные полезные ископаемые. Предмет добычи - песчано-гравийные смеси, строительные пески, глины и суглинки, доломит, глинистый сланец, гранит, вулканические пеплы и вода. В основном все это используется в строительстве. Золото же выбивается из этого ряда, придавая горной добыче чуть ли не алхимическую загадочность.

"Золотоносность - понятие относительное, - рассказал "Кавказ.Реалии" начальник геологического отдела "Росгеологии" Олег Туаев. - При употреблении данного термина важно понимать масштабы оцениваемого объекта с геологической точки зрения. Отобрав пробу горной породы и проанализировав ее в лаборатории методом химического анализа, можно убедиться в наличии в ней определенного содержания золота. И вот здесь появляется ключевой момент в понимании относительности термина «золотоносность», т.к. содержание золота может варьироваться от кларковых, и даже меньше, до ураганных - десятки и сотни грамм на тонну".

По словам Туаева, именно это сейчас можно говорить о породах горной части Северной Осетии, в которых содержание золота колеблется от фоновых значений до весьма значительных, но в конкретной рядовой пробе.

"Задача же геологов состоит в том, чтобы не просто доказать наличие золота в горных породах, а оценить золотоносность пород применительно к возможности выявления объекта золоторудной минерализации в ранге месторождения", - резюмирует Туаев.

Сейчас поисковые работы проходят в Ламардоне и Горном Какадуре. Исследуемая площадь – 34 квадратных километра. С помощью спускоподъемного бурового механизма, водокачки, дизельной электростанции из недр извлекаются образцы горной породы – так называемые керны.

"Мы отмечаем все текстурно-структурные особенности этих пород – прожилки, прослойки, минерализацию, какая есть, - говорит ведущий геолог Северо-Кавказского производственно-геологического объединения АО "Росгеология" говорит Николай Гриценко. - Все это отмечаемся в книге документации. После того, как это все происходит, эти данные наносятся на колонку скважины".

Так как работы поисковые, их целесообразность заключается именно в этой предварительной оценке.

"Не выполнив геолого-экономическую оценку прогнозных ресурсов по укрупненным показателям, невозможно объективно оценить перспективы дальнейшего геологического изучения объекта", - говорит Туаев.

Тем не менее, кроме золота можно будет найти и еще что-нибудь полезное.

По словам Туаева, сейчас исследуются рудные зоны, известные с 70-х годов 20 века, выявленные в ходе работ на предмет поиска месторождений свинцово-цинковых руд, одним из которых и является Какадурское месторождение. А из данных руд помимо свинца и цинка существует технология извлечения серебра, индия и кадмия.

Туаев подчеркивает: называть горы Осетии месторождением золота пока что рано. Речь идет исключительно о рудопроявлениях. Окончательный же вердикт - обещают ли горы золото - будет вынесен лишь в 2019 году.