Не прошло и двух лет, как вроде бы закончилась история с таинственным появлением хозяина у мастерских художников во Владикавказе, как Росимущество снова выставило их на торги. В постановлении судебных приставов, оказавшемся в распоряжении СМИ, указано, что все мастерские передаются в Росимущество с целью последующей реализации на открытых торгах. Помещения оценили в 37 миллионов рублей.
История с мастерскими, расположенными в самом центре Владикавказа, на углу центральной улицы – проспекта Мира, длится очень давно. Само здание было построено еще в 1988 году, и первый этаж изначально по документам предназначался художникам. В 2012 году Союз художников озадачился вопросом: а на каких, собственно, основаниях художники там работают? Но все оказалось не так просто.
"Дело в том, что это все сдавалось на пике перестройки, когда все разваливалось, - рассказывает председатель Союза художников Таймураз Маргиев. - Именно в этот момент должны были быть составлены конкретные бумаги. Они, наверно, не были сделаны до конца. А в технической документации написано: просто для художников, конкретизации там нет, поэтому мы сейчас плаваем тоже в этих документах".
Зато в 2014 году у здания внезапно появился владелец. Коммерческий директор "Центра поддержки искусства" Артур Калаев сумел купить помещения, не принадлежащие никому. Кто стал второй стороной сделки – неизвестно до сих пор, а Калаев не называет ни ее, ни сумму, за которую ему отдали мастерские. Впрочем, в те годы во Владикавказе то и дело всплывали неожиданные приобретения. Один предприниматель купил Парк Победы, а другой – трамвайное депо со всем его имуществом, которое, к слову, стоило не дороже владикавказской "трёшки".
О том, что их продали, художники узнали только в 2016-м, когда им предложили "съехать по-хорошему" и стало известно, что на месте их мастерских будет супермаркет. Что же еще строить "Центру поддержки искусств" как не супермаркеты? Тогда хозяева мастерских – известные в Осетии и за ее пределами художники Магрез Келехсаев, Земфира Дзиова, Шалва Бедоев и другие – стали бить в набат по поводу происходящего.
"Это самые удобные мастерские у нас в союзе, потому что здесь центр, поэтому их хотят и купить, наверное, - рассказывал Магрез Келехсаев. - Нам легко, мы преподаем в университете, мы сюда приводим студентов, здесь учим, показываем мастер-классы".
Набат был услышан: на ситуацию обратили внимание и в министерстве культуры и в минимущества, а Калаев был вызван на разговор к Вячеславу Битарову, который тогда был еще только врио главы. О чем они говорили – не знает до сих пор никто. Однако сразу после разговора Калаев заявил журналистам, что решил безвозмездно отдать мастерские республике, а Битаров похвалил его и назвал сделанное "благородным поступком".
Однако и тогда с регистрацией помещений возникли проблемы.
"Как только приняли в казну дарение этого имущества, пошли судебные разбирательства, - сказал в июле 2016 года врио министра госимущества РСО-А Руслан Тедеев. - В суде высказали свою позицию, что договор дарения был заключен, имущество сегодня у нас. После того как зарегистрируем в установленном порядке, это имущество передадим министерству культуры нашей республики".
Выяснилось, что после акта дарения Союз художников подал заявление в суд по вопросу определения собственника мастерских, а следствие возбудило уголовное дело по факту незаконной купли-продажи этих помещений еще в 1998 году.
Теперь помещения выставлены на торги, и неизвестно, окажется ли их новый собственник таким же меценатом, как Калаев.
Стоит отметить, что несмотря на то, что в республиканском союзе художников более двухсот живописцев и скульпторов, около 80 из них не имеют собственных мастерских. Ни в центре города, ни на его окраинах.