Европейский суд рассматривает дело об убийстве силовиками жителя Плиево в Ингушетии

Здание Европейского суда по правам человека в Страсбурге (архивное фото)

2 ноября Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) коммуницировал жалобу Лейлы Куриевой против России (№ 34205/17, подана 3 мая 2017 года). Дело касается убийства силовиками сына заявительницы Муслима Куриева в 2014 году в ходе обыска у них дома в ингушском селе Плиево. Об этом сообщает сайт правозащитного центра "Мемориал".

Представители Куриевой пожаловались на нарушение статей 2 (право на жизнь), 3 (запрет на бесчеловечное и жестокое обращение), 8 (право на уважение частной и семейной жизни) и 13 (право на эффективное средство правовой защиты) Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Власти имеют право применять силу, в том числе приводящую к смерти, но в очень ограниченных случаях и только тогда, когда это оправданно и пропорционально.

ЕСПЧ посчитал неприемлемой жалобу на нарушение статьи 3 в отношении матери убитого. По поводу остальных нарушений Суд задал сторонам ряд вопросов.

По мнению представителя Куриевой, юриста "Мемориала" Марины Агальцовой, в деле две большие проблемы.

Во-первых, официальная версия событий вызывает слишком много вопросов. Есть даже основания полагать, что убийство Куриева было подстроено.

Во-вторых, в деле Куриевой поднимается принципиально важная проблема - пропорциональность применения силы при задержании или при обыске. Российское законодательство вообще никак не регламентирует пропорциональность применения силы в зависимости от ситуации: есть требование к гражданам — не превышать пределы самообороны, но нет требований к силовикам.

Даже если Куриев действительно стрелял в полицейских, на его теле могли быть ранения, в том числе смертельное. На деле же, помимо ранений в торс, он получил выстрел в висок. Это был контрольный выстрел. В висок стреляют только в том случае, если хотят убить человека. Применение силы было абсолютно чрезмерным, заявила представитель Куриевой в ЕСПЧ.

Правительство России должно ответить на вопросы суда, указанные в коммуникации, и прислать соответствующие документы до 28 февраля 2018 года. После ознакомления с ответами правительства на те же вопросы ответят представители Куриевой.