Ссылки для упрощенного доступа

Затянувшийся путь в мир иной


Памятник Хаджи-Мурату и писателю Льву Толстому на Матласе близ Хунзаха, Дагестан
Памятник Хаджи-Мурату и писателю Льву Толстому на Матласе близ Хунзаха, Дагестан

Вопрос возвращения и захоронения черепа наиба Хаджи-Мурата может скоро разрешиться

После заявления главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова о необходимости возвращения черепа наиба Шамиля - Хаджи-Мурата из Кунсткамеры Санкт-Петербурга, общественники в Дагестане заявили, что вопрос будет решен без участия Кадырова к концу года.

Пресс-конференция, посвященная проблеме возвращения черепа Хаджи-Мурата, прошла 8 ноября в Махачкале. Участниками события стали члены инициативного общественного комитета "Наследие Льва Толстого и Дагестан". По словам членов комитета, образованного в 2010 году, они благодарны Рамзану Кадырову "за его готовность содействовать в решении этого вопроса, но в этом нет никакой необходимости".

"Решение вопроса о воссоединении останков Хаджи-Мурата и их захоронения является прерогативой его потомков, от имени которых выступает Магомедарип Гаджимурадов", - заявил один из представителей комитета "Наследие Льва Толстого и Дагестан", Магомедрасул Магомедрасулов. По словам члена комитета, Федеральный суд Хунзахского района 13 мая 2012 года постановил наделить наследника Хаджи-Мурата таким правом.

Комитет "Наследие Льва Толстого и Дагестан", внук Хаджи-Мурата Магомедарип Гаджимурадов второй слева
Комитет "Наследие Льва Толстого и Дагестан", внук Хаджи-Мурата Магомедарип Гаджимурадов второй слева

Сам Магомедарип Гаджимурадов утверждает, что он внук сына от первой жены Хаджи-Мурата (грузинки) Гуллы. По его словам, у Гуллы было четыре сына (Бадави, Казанби, Саид и Гитиномагомед) и две дочери (Патимат и Шамай). Магомедарип Гаджимурадов – потомок наиба по ветви Бадави.

"Идея возвращения черепа из Санкт-Петербурга никогда не покидала нашу родню, - вспоминает Магомедарип. – Теперь эта мечта перешла ко мне. Но я уже постарел. И хотел бы, чтобы эта она реализовалась, пока я не покинул этот мир". Другие родственники знаменитого дагестанского героя Русско-Кавказской войны 19 века, отчаявшись добиться воссоединения черепа с останками, давно махнули рукой на эту проблему, по словам Магомедарипа.

Охотников в деле возвращения черепа знаменитого земляка было много, вспоминает координатор комитета наследия Толстого в Дагестане Джамалудин Омаров: "Но, как только они увидели, что нельзя извлечь личной выгоды из этого, сразу «рассосались».

В Дагестане многие заявляли о необходимости возвращения черепа. Одним из первых заявлений на эту тему стало обращение потомков наиба из Хунзаха к советскому правительству, сделанное еще в 1930-е годы, напомнил Магомедарип Гаджимурадов во время пресс-конференции. По его словам, он нашел такой документ в Хунзахе, уточнил он для "Кавказ.Реалии".

Некоторые российские чиновники и ученые возражают против возвращения черепа Хаджи-Мурата его потомкам. Представитель комитета по наследию Толстого в Дагестане Магомедрасул Магомедрасулов вспоминает вопрос академика из Российской академии наук: "А где гарантия, что люди на десятках автобусов и с возгласами 'Аллагьу Акбар!' не будут двигаться к могиле наиба?".

"В Дагестане находятся могилы двух имамов (Газимагомеда и Гамзат-бека), а также множества шейхов. Однако, никаких эксцессов по этому поводу не происходит", - возражает координатор комитета Джамалудин Омаров.

На 1 января 1991 года в Кунсткамере оставалось 457 черепа, отмечает Магомедрасулов, которые собирали в России еще со времен Петра I. К примеру, по словам экс-советника главы Дагестана и представителя комитета по наследию Толстого в Дагестане Деньги Халидова, бывший президент Калмыкии Илюмжинов "всеми правдами и неправдами" вернул оттуда "череп своего предка".

Представителю же Дагестана на правительственном заседании в 2013 году был задан вопрос: "Где гарантия того, что череп, который пылится в Кунсткамере столько лет, и останки, захороненные в Азербайджане, принадлежат наибу Хаджи-Мурату? Ведь все музейные ценности СССР в 1942 году были вывезены за Урал по закону военного времени".

Ведутся споры и о месте захоронения черепа: в Хунзахе (на родине наиба), или в Нуха (в Азербайджане). Дагестанское духовное управление считает, что череп надо хоронить рядом с телом, а именно в Нуха (в Азербайджане). Поскольку там живут люди одной с наибом веры, и нет угрозы вандализма его могилы. "Но, если Азербайджан выразит протест по этому поводу, то мы этот череп похороним в Хунзахе, рядом с могилой сына Хаджи-Мурата – Гуллы, - говорит потомок наиба Магомедарип. – Там места хватит многим". Но вряд ли закатальцы, этнические дагестанцы, которые живут в Азербайджане и присматривают за могилой уже 150 лет, захотят перезахоронения тела Хаджи-Мурата.

XS
SM
MD
LG