Ссылки для упрощенного доступа

"В Украине мы стали организованной структурой". Ахмед Закаев – о свободной Чечне и режиме Кадырова


Ахмед Закаев на митинге в поддержку Украины, фото из архива
Ахмед Закаев на митинге в поддержку Украины, фото из архива

Суд в России заочно приговорил главу правительства Чеченской республики Ичкерия за рубежом Ахмеда Закаева к 20 годам тюрьмы. В вину политику поставили создание воюющего на стороне Украины батальона и положительный комментарий о нападении на силовиков в центре Грозного в январе 2021 года. В интервью редакции Кавказ.Реалии Ахмед Закаев рассказал о его преследовании кремлевским режимом, отношении к чеченским беженцам в Европе и о том, как война России против Украины способствовала возрождению вооруженных сил Ичкерии.

Как вы узнали о вынесенном в России заочном приговоре и какие эмоции он вызвал?

– Узнал от журналистов. Никаких эмоций приговор не вызвал, для меня это не новость. Мое преследование длится с 2001 года, когда Россия впервые подала меня в розыск по линии Интерпола как "террориста". Это произошло во время Всемирного конгресса чеченского народа в Дании.

До конца 2001 года у меня были официальные контакты с российской стороной, никаких обвинений или претензий не озвучивалось. Например, прошла встреча в аэропорту Шереметьево-2 с генералом Виктором Казанцевым – тогда полпредом президента в ЮФО. Он от имени Путина передал Аслану Масхадову: если тот призовет прекратить сопротивление федералам, то останется на посту уже пророссийского президента Чечни до конца дней. То есть ему предложили роль марионетки, на которую вскоре согласился Кадыров-старший.

Сказал Казанцеву: крайне сомневаюсь, что Масхадов примет такое предложение. Генерал сразу предложил эту роль мне. Не раздумывая ответил, что не вижу себя в этом качестве. У Москвы есть Гантамиров, Хаджиев, Завгаев, Кадыров и другие перебежчики, готовые на подобное сотрудничество. Но от того, что они перешли на сторону Кремля, война не закончилась.

Казанцев заявил российским СМИ о конструктивном диалоге, который в полпредстве "оценивают положительно". Когда европейские политики увидели, что Москва воспринимает нас как равную сторону для переговоров, меня пригласили на ряд высоких встреч в Парламентской ассамблее Совета Европы, палате лордов в Великобритании, с ведущими политиками в США, Франции и других стран. Путин понял, что официальный контакт с его представителем открыл правительству Масхадова двери для международного признания.

Это расстроило планы Кремля, ожидавшего в Чечне подконтрольного ручного правительства. Поэтому меня решили нейтрализовать. А как это сделать? Напомню, что перед этим случилось 11 сентября и международному терроризму объявили тотальную войну. Поэтому меня решили обвинить в причастности к теракту в "Норд-Осте". Россия не смогла предъявить реальных доказательств вины, их просто не было. Меня задерживали в Дании и Великобритании, которые после детального разбирательства признали обвинения Москвы политически мотивированными.

Почему так долго рассказываю об этом? Чтобы показать, что преследование Россией для меня не новость.

Но зачем Кремлю нужен был приговор именно сейчас, спустя двадцать лет?

– После того как Украина признала территорию Чечни временно оккупированной, правительство Чеченской республики Ичкерия восстановило свои министерство обороны и вооруженные силы. Изначально был только ОБОН – отдельный батальон особого назначения, в последующем, когда появились новые подразделения, сформировали уже полноценную структуру Минобороны Ичкерии. Именно с активным участием чеченских бойцов в полномасштабной войне в Украине связываю этот так называемый приговор.

По версии следствия, Закаев с Юсуповым и Джамбетовым, а также другими неустановленными лицами создали ОБОН в составе иностранного легиона Украины – это российские СМИ цитируют материалы дела. Вам с Юсуповым суд назначил 19 и 20 лет лишения свободы, зато про перешедшего к кадыровцам Хусейна Джамбетова в приговоре ни слова. Почему?

– Сразу скажу, что моим помощником он не являлся, да и в ОБОНе официально не состоял. Впервые встретил Джамбетова, когда в Украине только начались сборы наших подразделений. Он на тот момент служил в каком-то подразделении ВСУ. Даже не успел до побега в Россию вступить в наше, хотя написал соответствующее заявление.

Что можно сказать по его поводу? В начале 2000-х генерал Еделев, замминистра внутренних дел и начальник оперштаба по проведению контртеррористической операции в Чечне, высказался, что 17 назначенных Кадыровым начальников РОВД в республике находятся в федеральном розыске. При этом возглавляют отделы милиции.

То есть для российских силовиков вопрос привлечения кого-то к ответственности – не принципиальный. Уголовные дела возбуждаются и закрываются исходя из политической конъюнктуры. Если ты выступаешь за деоккупацию Чечни, восстановление ее государственности, сразу объявляешься "террористом". Но если присягнул на верность Путину и Кадырову, какое бы страшное преступление ни совершил – тебя не тронут. Таких примеров в республике немало и без Джамбетова. Сам Рамзан Кадыров, как говорят, хвастал, что первого русского убил в 16 лет. Но наказания ни за "первого", ни за последующих убитых так и не понес.

Ряд международных и чеченских общественных организаций в 2024 году и в предыдущие годы заявляли о незаконной депортации беженцев из Чечни и их экстрадиции по запросам России, в том числе по откровенно сфабрикованным уголовным делам. Как бы вы охарактеризовали миграционную ситуацию с чеченскими беженцами в Европе?

– По нашим данным, только в Евросоюзе проживает около 400 тысяч чеченских беженцев. Каждый год в их семьях рождается 15–20 тысяч детей. Естественно, среди такого числа людей, сопоставимого с населением небольшой страны, бывают проблемы с легализацией. Думаю, это повседневная практика, она не касается исключительно чеченцев. Никакого предвзятого отношения к диаспоре нет.

Экстрадиция по запросам России носит единичный характер, причем многие годы европейские страны стараются не слепо верить заявкам ФСБ, а разбираться в каждом конкретном кейсе. После начала полномасштабной войны с Украиной было несколько случаев выдворения через Польшу в Калининградскую область, в половине из них выдворяемые давали на это согласие.

Конечно, каждая такая история вызывает озабоченность диаспоры. Потому что мы знаем примеры, когда выданных чеченцев пытали, они умирали в тюрьмах. Представительства Ичкерии в европейских странах взаимодействуют с местными властями, во многих случаях удается оспорить ранее принятые решения и не допустить выдворения.

Вы заявили, что в Евросоюзе живет около 400 тысяч чеченцев. Удается ли их значительной части сохранить идентичность или процессы ассимиляции берут верх?

– Нужно разделять интеграцию в то общество, которое тебя приняло, и ассимиляцию. Наше правительство настаивает и делает все, чтобы чеченцы интегрировались в общества тех стран, где они живут. При этом не должно быть принудительной ассимиляции, и таких примеров в Европе я не знаю.

Почему здесь не так развиты культурные центры и общественные организации, коммуны чеченцев? Подавляющее большинство наших соотечественников имеют постоянные контакты с домом, то есть с живущими в Чечне родственниками. Они ежедневно общаются, делятся новостями, фигурально выражаясь, каждый вечер пьют вместе чай. Поэтому никакой опасности ассимиляции, отрыва от корней не вижу.

Мы стараемся отслеживать все успехи чеченской молодежи. Знаем, сколько наших студентов учатся в Оксфорде, других престижных университетах США, Бельгии, Франции, Германии. Это очень мощный потенциал, который в свое время, когда республика будет деоккупирована, окажется чрезвычайно востребованным.

Чеченцы старшего поколения, выросшие в Советском Союзе, не могли представить, что перед ними откроется весь мир. А сегодня наша молодежь перенимает передовые навыки в управлении, науке, культуре, технологиях, живя в самых развитых странах.

Знаете, я вижу колоссальную разницу между молодежью в диаспоре и той, которая остается дома, под гнетом и попытками ползучей ассимиляции. То, что чеченская молодежь в Европе и США растет свободной, развитой, открытой к новому, поможет нам построить передовое государство. Находящиеся в Европе чеченцы в большей степени способствуют сохранению национальной идентичности, чем остающиеся под кадыровским режимом.

Закаев в Украине на встрече с ичкерийскими бойцами
Закаев в Украине на встрече с ичкерийскими бойцами

Вернемся к уголовному делу и приговору, которые связаны с формированием чеченских подразделений в Украине. Как, по вашей оценке, эти подразделения изменились за два года войны?

– Это важный вопрос и значимая для нас тема. После второй войны наша молодежь, не без российских провокаций, оказалась дезориентированной в вопросах государственности и религии. Произошла радикализация, которая привела к оттоку значительной части чеченцев в Сирию, где они находились на территории, подконтрольной народно-освободительной армии.

Когда началась полномасштабная агрессия России в Украине, призвали их вернуться и воевать против общего врага. Что изменилось? До приезда в Украину и вступления в официальные структуры вооруженных сил Ичкерии они были в составе разнообразных джамаатов под командованием каких-то эмиров, действовавших разрозненно и не выходящих за границы интересов своих группировок. Объединившись в Украине, стране, первой признавшей геноцид нашего народа и оккупацию нашей родины, они стали организованной единой структурой. Чеченские бойцы получают воинские звания, государственные награды, главное – опыт слаженного участия в боевых действиях в составе полноценной армии.

Ключевое изменение именно в ментальном восприятии себя. Теперь они понимают: только после построения самостоятельного государства мы можем дискутировать на религиозные, социальные и другие вопросы, выбирать – будем мы жить по шариату или светским законам. Все это станет возможным только после возрождения государственности. Поэтому отпали склоки, конфликты, взаимные обвинения – им не место на фронте.

Можем ли мы озвучить число чеченских бойцов в составе украинской армии?

– Не буду говорить о конкретных цифрах. Напомню только, что ранее сообщалось о пяти батальонах в составе иностранного легиона. По соглашению с Киевом мы сможем расширить их до одной бригады.

За время войны в Украине в России произошло усиление Кадырова. Кремль чуть ли не ежемесячно одаривает его и его окружение высокими наградами, продолжает закрывать глаза на любые внутриэлитные конфликты. И это на фоне невысокой боевой эффективности подразделений "Ахмат", известных как "тикток-войска". Почему?

– В своей книге я уже писал, зачем Путину нужен Кадыров. Не только для усмирения чеченцев в республике, но и для апробации здесь всех методов тоталитарного режима. Полного контроля над действиями, выбором песен, постами в соцсетях, даже мыслями. Опыт Чечни сегодня распространен на всю Россию.

Почему для эксперимента выбрали нашу республику? Для чеченцев личная свобода превыше всего. Кадыров очень жестоко, ломая сознание народа через колено, добился поставленной Кремлем задачи. Именно поэтому он абсолютно безнаказан в современной России. Пока существует Путин, несмотря на явные и открытые недовольства отдельных "башен" и силовых ведомств ничего с Кадыровым и кадыровцами не произойдет.

Вы верите, что вернетесь домой?

– Я этим только и живу. Уверен в том, что вернусь, мои соратники вернутся, мы восстановим наши легитимные институты власти, которые сумели сохранить в изгнании. Мы вернем право чеченскому народу на выбор своего руководства.

Война в Украине стала катализатором этого процесса, позволила мобилизовать и создать структуры, которые смогут изменить ситуацию в республике.

За Украину воюют несколько подразделений из числа ичкерийцев, помимо ОБОН, это батальон имени Шейха Мансура, батальон имени Джохара Дудаева; подразделение "Бешеная стая"; Special Operation Group (SOG) и батальон имени Хамзата Гелаева.

  • После начала полномасштабного вторжения в Украину сторонникам Ичкерии удалось провести как минимум две операции на территории России – летом 2023 и весной 2024 года. В том числе по этой причине в Белгородскую область направили отряды кадыровцев.
  • Глава Чечни Рамзан Кадыров ранее призвал уроженцев республики убить Ахмеда Закаева. Перед этим Рамзан Кадыров объявил кровную месть сторонникам Ичкерии, которые сражаются на стороне ВСУ. Племянника политика в качестве наказания отправили на войну в Украину.
  • В качестве наказания на войну отправляют членов семей противников режима Кадырова. В их числе, в частности, четыре родственника братьев Янгулбаевых, брат оппозиционного блогера Хасана Халитова и племянник главы правительства Ичкерии за рубежом Ахмеда Закаева.

Форум

Рекомендуем участникам форума ознакомиться с разъяснением законодательства РФ о "нежелательных организациях". Подробнее: https://www.kavkazr.com/p/9983.html
XS
SM
MD
LG