В исках о ликвидации "Международного Мемориала" и Правозащитного центра "Мемориал" (обе организации признаны российскими властями иностранными агентами; "Международный Мемориал" и ПЦ "Мемориал" с этим не согласны. – Прим. ред.) прокуратура ссылается на ряд допущенных ими нарушений законодательства об иностранных агентах, за которые на организации были наложены многочисленные штрафы. Сообщения почти обо всех этих нарушениях направляло в Роскомнадзор управление ФСБ по Ингушетии.
Об этом рассказывает интернет-издание "Медуза" (российские власти признали "Медузу" иностранным агентом; издание с этим не согласно. – Прим. ред.).
Претензии к "Международному Мемориалу" и ПЦ "Мемориал" связаны с отсутствием в некоторых их публикациях и материалах обязательной маркировки о том, что организации включены в реестр "иностранных агентов". Осенью 2019 г. за короткий период на обе организации и их руководителей было составлено более 20 протоколов – по каждому факту отсутствия маркировки отдельно.
Заявления в Роскомнадзор от ингушского ФСБ, на основе которых составлялись эти протоколы, начали поступать в июле 2019 г. – то есть через месяц после того, как бывший глава республики Юнус-Бек Евкуров покинул свой пост. Председатель Совета ПЦ "Мемориал" Александр Черкасов рассказывает, что Евкуров на своем посту вел "тактику контртеррора с человеческим лицом. Нас тогда, конечно, тоже, мягко говоря, не любили. Но Евкуров проводил тактику умной силы и вел диалог с правозащитниками".
При Евкурове "Мемориал" в Ингушетии в основном занимался гражданским контролем в зоне проведения контртеррористических операций. Кроме того, организация активно помогала и продолжает помогать обвиняемым по "делу лидеров ингушского протеста", возбужденному после митингов в Магасе против изменения границы между Ингушетией и Чечней.
По мнению члена Совета ПЦ "Мемориал" Олега Орлова, ФСБ раздражало, что организация освещала протесты в Магасе и помогала фигурантам уголовных и административных дел, поэтому они и писали доносы. Сменивший же Евкурова на посту главы Ингушетии бывший прокурор республики Махмуд-Али Калиматов, по словам Черкасова, ведет себя "незаметно" и в отношения силовиков и правозащитников не вмешивается.
Всего по состоянию на 2020 год "Мемориал" выиграл в ЕСПЧ 15 дел о нарушении прав человека в Ингушетии, включая пытки, похищения и несправедливые судебные процессы. Общая сумма компенсаций по этим делам, которые государство должно выплатить пострадавшим, превышает миллион евро.
- Ранее в комментариях Кавказ.Реалии правозащитники с Северного Кавказа отмечали, что в случае ликвидации "Мемориала" работу по защите прав человека в регионе "невозможно себе вообразить", а его закрытие стало бы "самой настоящей катастрофой" для Северного Кавказа и его жителей.