Ссылки для упрощенного доступа

В Дагестане соцсети "взяли на карандаш"


После конфликта в Казбековском районе Дагестана правоохранительные органы республики займутся мониторингом сетей и СМИ на предмет разжигания межэтнической розни. Эксперты называют эту меру недейственной для решения разногласий.

После посещения Казбековского района, где недавно произошла стычка между чеченцами и аварцами, прокурор Дагестана поручил провести мониторинг средств массовой информации и социальных сетей, чтобы выявить публикации, направленных на "разжигание межнациональных конфликтов".

Глава надзорного органа также указал соответствующим ведомствам принять меры "к установлению лиц, занимающихся разжиганием межнациональной розни, используя любые, в частности, бытовые конфликты, и привлечению их к установленной законом ответственности, в том числе уголовной".

Однако сами журналисты полагают, что заявление прокуратуры в первую очередь касается именно пользователей соцсетей, а не СМИ.

"Упоминание СМИ – это формальная сторона распоряжения прокуратуры. Нам, да и любому другому изданию, если они просто предоставляли достоверную информацию, ничего не грозит. Неприятности будут у тех, кто подавал информацию однобоко, и тех, кто оставлял [нелицеприятные] комментарии в соцсетях. Есть множество разного рода мелких сайтов, где эти события освещались в провокативном ключе, также основной удар шел из соцсетей, в частности из инстаграма, где публиковались видеообращения и пользователи оставляли соответствующие комментарии. Понятно, что прокуратура дала задание разобраться с этим делом", - говорит зам главного редактора газеты "Черновик" Магомед Магомедов.

Вероятно, в прокуратуру уже поступили материала, которые содержат скриншоты публикаций и высказываний, предполагает журналист. Проверка может занять несколько месяцев, и если по ее результатам обнаружится "разжигание ненависти", то могут возбудить и уголовное дело.

Отмечая, что в заявлении прокуратуры особо выделены "бытовые конфликты", журналист напоминает: диспозиция статьи о разжигании межнациональной вражды подразумевает, что под ее действие может попасть любой конфликт, если надзорные органы посчитают, что противники "делали упор на своем национальном, социальном, расовом превосходстве".

"Грубо говоря, если представители разных национальностей подрались и разошлись – это бытовой конфликт, а если задели национальную принадлежность друг друга – преступление", - говорит Магомедов.

В целом, собеседник "Кавказ.Реалии" считает, что распоряжение прокуратуры – запоздалая и недейственная мера: "Местам, где можно спрогнозировать такого рода конфликты, должны уделять особое внимание, там необходимо проводить работу [с населением], а эта работа запоздалая – допустили драку, допустили эскалацию конфликта, допустили, чтобы он приобрел огромные масштабы, и уже сейчас, постфактум, реагируют. Это недейственно".

Согласна с этим и адвокат Елена Денисенко. По ее мнению, прокуратура вынесла такое распоряжение, чтобы не говорили, что руководство и правоохранители бездействует: конфликт предотвратить не смогли, зато будут наказывать людей за резкие высказывания.

"Многие ведь говорят, что власти не реагирует, и вот они надумали вместо того, чтобы разбираться в конфликте, решать все таким способом", - уверена она.

Денисенко так же допускает, что следственное управление может вынести постановление о возбуждении уголовного дела по статье 282 (Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства), однако выявить факты «разжигания» должна лингвистическая экспертиза.

"При этом в комментариях в соцсетях люди просто высказывают свое мнение. Да, иногда это могут сделать на эмоциях, но есть статья Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, гарантирующая право на свободное выражение собственного мнения", - подчеркивает Денисенко.

Напомним, "Кавказ.Реалии" подробно освещал события в Казбековском районе, когда бытовая драка между молодыми чеченцами и аварцами в селе Ленинаул чуть не переросла в межэтнический конфликт.

XS
SM
MD
LG