Ищущие убежище в Европе уроженцы Северного Кавказа сообщают об участившихся случаях депортаций и лишении статуса беженца под различными предлогами. При этом внимание правоохранительных органов привлекли и помогающие им правозащитники – в Швеции миграционное ведомство пытается аннулировать защитный статус у одной из сотрудниц чеченской ассоциации "Вайфонд". О том, как меняется ситуация для тех, кто ищет в ЕС защиты от преследования российских властей, редакции Кавказ.Реалии рассказали эксперты.
В Бельгии продолжает оставаться в заключении уроженец Владикавказа ингушского происхождения Руслан Мейриев. Его арестовали по подозрению в причастности к терроризму, вину он отрицает. Ранее в России силовики обвинили его в связях с террористическим "Исламским государством". Из России Мейриев перебрался в Украину, где получил вид на жительство по браку с гражданской страны. Однако в 2015 году миграционный документ ему аннулировали: СБУ задержало его по подозрению в джихадизме. Впоследствии обвинения были сняты, беженца отпустили, но после начала полномасштабной войны в Украине он эмигрировал в Швецию. Осенью прошлого года он был арестован по запросу властей Бельгии.
Это позор – подавать на человека в суд только потому, что он пожал кому-то руку
Другого беженца из Чечни, Н. А. (его имя не называется), 23 января выдворили из Вены в Россию через Грузию, несмотря на десять лет жизни в стране и наличие собственного бизнеса. Причиной стал сделанный много лет назад совместный снимок с другим беженцем, который затем уехал воевать в Сирию на стороне радикальных исламистов, заявила представитель Чеченской республики Ичкерия за рубежом в Австрии Роза Дунаева.
Также в конце января стало известно об аресте в Германии россиянина чеченского происхождения Зелимхана Д. – его также заподозрили в связях с ИГ. В приказе об аресте указано, что в августе 2022 года он присоединился к уголовному объединению, целью которого был сбор средств для финансирования терроризма. Как утверждается, полученные через социальные сети деньги отправлялись членам группировки за рубежом и использовались для поддержки джихадистов и женщин-членов "Исламского государства", содержащихся в курдских лагерях. По версии следствия, Зелимхан организовывал сборы в Берлине – в целом с его помощью удалось собрать более 60 тысяч евро, полагают правоохранители.
В конце января миграционное ведомство в Швеции начало процесс аннулирования статуса беженца у сотрудницы чеченской правозащитной ассоциации "Вайфонд" – эта организация оказывает юридическую помощь уехавшим из Чечни и Ингушетии. Процесс лишения статуса инициировала Службы безопасности страны (SÄPO). В "Вайфонде" корреспонденту Кавказ.Реалии сообщили, что в полученных документах есть лишь короткий абзац о гипотетической угрозе, а более конкретные претензии не указаны.
Сама сотрудница организации лишена права комментировать происходящее, поскольку материалы дела полностью засекречены. Она отвергает обвинения и заявляет, что ничего противоправного не совершала. "Вайфонд" опубликовал пост в ее поддержку: в нем отмечается, что на родине ее жизни угрожает опасность, а коммуникация с разными людьми была частью ее работы как юриста и правозащитника по миграционным делам.
Новые депортации
Власти европейских стран по-прежнему склонны рассматривать чеченцев как неких организованных преступников, но в реальности такого давно нет, комментирует представитель Чеченской республики Ичкерия за рубежом в Австрии Роза Дунаева. Она перечисляет недавние случаи высылки уроженцев Северного Кавказа из Евросоюза: "В конце января Австрия и Германия выдворили через Грузию троих. Также несколько дней назад в тюрьме в Австрии умер чеченец, его родственники просили не оглашать данные. Полиция не раскрывает причины смерти".
По словам Дунаевой, депортируют тех, кто по каким-то причинам попадал в поле зрения полиции или сидел в тюрьме – например, за драку. В таком случае после освобождения человек должен ходить отмечаться в полиции, а очередной поход за отметкой может превратиться в новое заключение, говорит она.
Если бы депортацию отложили на несколько дней, нам удалось бы ее отменить
По словам сотрудника "Вайфонда", депортированный из Австрии, которого упоминает Дунаева, много лет добивался в стране статуса беженца, но так и не смог его получить: "В день, когда его хотели выслать, мы составили заявление в Европейский суд по правам человека. Если бы депортацию отложили на несколько дней, нам удалось бы ее отменить. Его супруга в знак протеста против высылки порезала себе вены. Когда его депортировали, ее психическое состояние резко ухудшилось, дети тоже сильно страдают".
Где он находится сейчас – неизвестно, продолжают в "Вайфонде": "Он представил доказательства грозящей ему в России опасности. Но это не учли – заявили, что он якобы может жить в любой точке России и это безопасно. Но мы помним, как кадыровцы нашли Гадаева на противоположном конце страны и Тепсуркаева, сбежавшего в Краснодар".
Комментируя экстрадиции уроженцев Чечни из Германии, представитель Ичкерии в этой стране Хизир Сулейманов называет волну депортаций "нападением со спины".
"Раньше предписывали покинуть Германию через неделю или какой-то срок. А сейчас человека могут выслать мгновенно: в тот же день или на следующий, без предупреждений. За прошлый год я неоднократно слышал от людей, что их грозят депортировать, а завтра человек был уже в Москве", – добавляет он. Ему точно известно о пяти земляках, депортированных из этой страны за прошлый год, и об одном случае в январе нынешнего года. Среди них были участники первой и второй войны в Чечне – за это на родине им грозит уголовное преследование. Он объясняет всплеск запросов от России тем, что в Чечне "стряпают" дела на ускользнувших от режима противников.
"Это позор"
В прошлом году ЕСПЧ постановил не высылать из Франции россиянина чеченского происхождения, поскольку это нарушило бы Конвенцию о защите прав человека. 55-летний чеченец приехал во страну еще в 2009 году и получил статус беженца в мае 2012 года. Этот статус был аннулирован – спецслужбы объяснили это угрозой государственной безопасности.
Французская юристка Амина-Анна Сотаева рассказывает: за прошлый год к ней обратились около ста выходцев из Чечни и Ингушетии, сообщая об угрозе депортации из страны, несмотря на уже полученный статус беженца. "По счастью, до фактических депортаций дошло лишь в нескольких случаях. Обычно остановить попытки высылки человека удается на уровне апелляционной инстанции", – говорит она.
Юристка вспоминает случай доверителя, который съездил в Бельгию к другу, а тот познакомил его со своей компанией. "В ней был человек, за которым следила полиция из-за найденных в телефоне нашидов (мусульманских песнопений – Прим. ред.). После этого власти Франции велели покинуть страну тем людям из этой компании, кто живет здесь: у них провели обыски, забрали телефоны и компьютеры. При этом доверитель имеет одобренное решение об убежище, но уже третий год не получает самих документов. Мы выиграли суд, как и все его друзья выиграли во Франции и Бельгии, но это позор – подавать на человека в суд только потому, что он пожал кому-то руку", – возмущается Сотаева.
Другой доверитель, по ее словам, участвовавший в чеченском сопротивлении в годы войны в республике, также получил письмо с требованием уехать в Россию. Этот человек два года назад уже выиграл дело в ЕСПЧ, но нынешний глава МВД Жеральд Дарманен во Франции объявил, что безопасность французов для него превыше решения суда.
Его спросили, отрезал ли он бороду специально перед приездом в полицию
По словам собеседницы, не только чиновники, но и некоторые социологи и антропологи во Франции выступают с выводами о том, что беженцам из Чечни не опасно возвращаться в Россию. Как правило, они ссылаются на то, что пытки и убийства в Чечне силовиками не являются системными политическими репрессиями, а якобы носят характер "межличностных разборок".
Ситуация также осложняется преступлениями, в которых замешаны мигранты, говорит Сотаева: "В конце 2023 года ингуш зарезал профессора (обвинение предъявлено 20-летнему Мохаммеду Могушкову – Прим. ред.), после этого миграционная политика к чеченцам и ингушам стала жестче. Моему абсолютно современному брату отказали в гражданстве вскоре после этого нападения. Его и других чеченцев по несколько раз вызывали в полицию, учинили дома обыски, думаю, дело в его имени – Ислам. Его даже спросили, отрезал ли он бороду специально перед приездом в полицию".
- В декабре прошлого года немецкое издание "Дойче велле" сообщало, что российским отказникам от военной службы все сложнее получить убежище в Германии. В их числе – уроженцы Северного Кавказа. Решение Высшего административного суда Берлина-Бранденбурга может стать серьезным препятствием для получения убежища россиянами, опасающимися отправки на войну против Украины.
- 8 января перед министерством юстиции в Брюсселе прошел митинг против уголовного преследования и депортации Руслана Мейриева. В нем участвовали порядка 20 человек, они держали плакаты с лозунгами "Правосудие для Руслана Мейриева", "Свободу Руслану Мейриеву", "Остановите нарушения прав человека".
- 2024 год для соискателей политического убежища с Северного Кавказа в странах Евросоюза оказался непростым – несмотря на обращения международных и местных правозащитных организаций, митинги и пикеты перед посольствами, экстрадиции из Европы по запросам России через Интерпол продолжаются. В некоторых случаях адвокатам и правозащитникам все же удается добиться отмены таких решений. Однако представители диаспоры настаивают: тезис кремлевской пропаганды о чеченцах как потенциальных террористах все еще популярен.
Форум