Прокурор Международного уголовного суда в Гааге Карим Асад Ахмад Хан объявил о завершении расследования по делу о российско-грузинской войне 2008 года, пишет "Эхо Кавказа".
По словам прокурора, решение о завершении этапа расследования принято впервые за 20-летнюю историю суда в Гааге. "Сегодня я могу подтвердить, что, помимо дел, находящихся на рассмотрении МУС, мой офис не будет проводить новые расследования предполагаемой уголовной ответственности других лиц или других действий в связи с ситуацией в Грузии. Соответственно, при отсутствии существенного изменения обстоятельств фаза расследования ситуации в Грузии завершена. Я проинформировал власти Грузии об этом решении", – сказано в заявлении прокурора.
При этом Карим Асад Ахмад Хан указал, что работа Международного уголовного суда в Грузии "далека от завершения". Теперь усилия будут направлены на "обеспечение успешного судебного преследования лиц, в отношении которых был выдан ордер на арест".
Ранее суд в Гааге выдал ордера на арест трех югоосетинских экс-чиновников. Речь идет о Михаиле Миндзаеве (в 2005-2008 годах – глава МВД самопровозглашенной республики Южная Осетия), Гамлете Гучмазове (в 2008 году – начальник следственного изолятора югоосетинского МВД) и Давиде Санакоеве (в 2008-м – уполномоченный югоосетинского президента по правам человека, ныне – депутат, бывший кандидат в президенты). По мнению МУС, эти лица предположительно несут ответственность за незаконное лишение свободы, пытки и бесчеловечное обращение, посягательство на человеческое достоинство, взятие заложников и незаконное перемещение гражданских лиц.
Кроме того, было указано на участие в военных преступлениях ныне покойного Вячеслава Борисова – генерал-майора Вооруженных сил Российской Федерации и заместителя командующего Воздушно-десантными войсками на момент событий.
- Тбилиси обратился в МУС с иском против России в 2008 году. В январе 2016 года палата предварительного производства согласие на то, чтобы МУС начал расследование возможных военных преступлений и преступлений против человечности, которые могли быть совершены грузинской, югоосетинской и российскими сторонами перед, во время и после военных действий – в период с 1 июля 2008 года по 10 октября 2008 года.
- В марте текущего года стало известно, что выявлены предположительные факты незаконного заключения под стражу, жестокого обращения, захвата заложников и последующего незаконному перемещения гражданских лиц из числа этнических грузин.
- Юрисдикция МУС распространяется на преступления, совершенные на территории государств – участников Римского статута (Грузия входит в их число) вне зависимости от гражданской принадлежности совершавших их лиц. С точки зрения международного права, Южная Осетия является частью территории Грузии, указывает Human Rights Watch. Это означает, что юрисдикция МУС распространяется на преступления в Южной Осетии, ответственность за которые несут российские граждане, хотя Россия и не является участником Римского статута.
- В МИД самопровозглашенной республики заявили, что решения МУС на территории Южной Осетии нелегитимны и не будут иметь никакой перспектив.