Премьер Дмитрий Медведев на недавней встрече с главами кавказских регионов потребовал от Минкавказа, Минкультуры и Ростуризма "совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, входящих в состав СКФО," до декабря представить проект стратегии развития туризма на территории округа до 2035 года.
Также на Кавказе может появиться новый кластер – медицинский. Медведев поручил ряду министерств до июля проработать законодательную сторону этого вопроса (речь, правда, только о Кавминводах). Ведомства должны обеспечить вовлечение субъектов РФ в реализацию данного проекта, а также "уточнить источники и объемы его финансового обеспечения".
Поручения премьер-министра вызывают устойчивое чувство дежавю. Разговоры о популяризации и развитии северокавказских курортов ведутся много лет, а госпрограмма "Развитие СКФО" на период до 2025 года была утверждена в 2014 году.
Развитие и снова развитие
"У нас вообще дается много поручений, декларируется начало каких-то программ. Тут можно констатировать только одно - глава правительства активно занимается публичной деятельностью", - считает старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Вадим Муханов.
Документы можно печатать пачками. Жаль только, что бумагопоток не привязан к реализации проектов.
"Полпредство неоднократно декларировало, что развитие туристического кластера будет в приоритете. Бывший полпред Александр Хлопонин лоббировал развитие и финансирование туркластера. Непонятно, что тут обсуждать применительно к северокавказскому региону. Тут, скорее, надо говорить о действиях и высказываниях премьер-министра", - отмечает Муханов.
Несмотря на многолетние дискуссии, заглохли многие широко распиаренные турпроекты – тот же чеченский "Ведучи", напомнил собеседник: "Нам обещали озвучить имена крупных инвесторов, но я не помню, чтобы такой инвестор в итоге пришел. Говорилось и о заинтересованных китайцах, и о французах, но хотелось бы увидеть результаты, или хотя бы документы, где фиксируются переводы денежных средств. Одни декларации за 10 лет – этого, согласитесь, маловато".
Очередное поручение Медведева демонстрирует лишь одно – ничего нового в правительстве придумать не смогли. "Те же намерения декларировались 4-5 лет назад. А документы можно печатать пачками. Жаль только, что бумагопоток не привязан к реализации проектов», - подчеркивает Муханов.
Управляющий партнер ООО "Финансовый и организационный консалтинг" (ФОК) Моисей Фурщик к новости о создании стратегии отнесся более позитивно.
"Развитие туризма – это весьма долгосрочная тема, поэтому госпрограмма до 2025 года охватывает только часть необходимых мероприятий, не создавая полную картину. А туристическую стратегию планируют разрабатывать до 2035 года.
Кроме того, госпрограмма – довольно формальный документ, где текстовое описание предлагаемых мероприятий составляет всего 4 страницы. Остальное – различные таблицы по финансированию, показателям и т.д. А стратегия предполагает серьезную аналитику, подробное описание целевого состояния и четкое изложение подходов к реализации основных мероприятий. Для развития туризма в таком сложном регионе, как Северный Кавказ, такой подробный документ крайне актуален", - считает Фурщик.
Куда пойти лечиться
Что касается бальнеологического кластера, то ранее было оговорено, что он должен включить в себя не только Кавказские Минеральные воды, но и, например, Ингушетию (о чем просил лично Евкуров). Чечня тоже может претендовать на вхождение в кластер – тут находится один из старейших бальнеологических курортов Серноводск-Кавказский, активно продвигаемый сейчас региональными властями.
Судя по поручению Медведева, медкластер и далее будут представлять только Кавминводы. Это было прописано и в стратегии по развитию СКФО до 2025 года (в данном вопросе пока не намечается никаких перемен).
Ключевое тут опять – источники финансирования. Где они будет найдены?
Подключение других республик к медкластеру – дело отдаленного будущего, считает Фурщик: "Для начала потребуется несколько лет, чтобы создать ядро медицинского кластера на Ставрополье. Единственное возможное исключение – Кабардино-Балкария. Нальчик уже сейчас имеет неплохую базу, которая при разумном объеме вложений позволит дополнить формирующийся кластер".
Муханов же подчеркивает, что тема развития медицинского кластера упирается в деньги (в поручении указывается необходимость "уточнить источники и объемы его финансового обеспечения").
"Ключевое тут опять – источники финансирования. Где они будет найдены на фоне сокращения денежных вливаний в определенные отрасли? Потом уже возникает вопрос новизны предложения, особенно к району Кавминвод. Там много лет работают лечебницы, некоторые находятся в очень хорошем состоянии после реставрации. Что хотят сделать – построить новые объекты, перевести старые на новый уровень? Это непонятно", - подчеркивает собеседник.
По словам Фурщика, сейчас стоимость создания кластера оценивается Минкавказом примерно в 160 млрд рублей, из которых около 40 млрд рублей – бюджетные инвестиций.