15-летняя школьница Надежда Яблокова записала видеообращение к сотрудникам российской полиции с просьбой спасти ей жизнь. Несовершеннолетняя уроженка Петербурга, проживающая с отцом в Стамбуле, утверждает, что насильно удерживается в Турции. В страну она попала, приехав навестить папу после смерти матери.
По ее словам, родитель принуждает ее носить паранджу и готовит к замужеству, несмотря на юный возраст. Подросток говорит, что готова совершить самоубийство, если не сумеет выбраться из страны.
Отец девочки Владислав, в свою очередь, заявил "Кавказ.Реалии", что ролик является инсценировкой, придуманной родственниками покойной мамы Надежды. Он уверяет, что "это чистой воды манипуляция, и она читает заготовленный текст".
Тем нем менее следственные органы Петербурга возбудили уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.2 ст.110 УК РФ (доведение до самоубийства несовершеннолетнего).
Проблемный ребенок
40-летний Владислав Яблоков подчеркивает, что 2 ноября его дочь была похищена из турецкой школы приехавшими за ней тетей и бабушкой. Он понял, что произошло, когда девушка не пришла домой. И сразу обратился в местные правоохранительные органы.
Бабушка подростка возражает: внучка сама сбежала из школы. "Мы лишь помогли ей доехать до генконсульства России в Стамбуле", - говорит она.
Отец девочки объяснил "Кавказ.Реалии", почему решил оставить дочь в Стамбуле. По его словам, когда он познакомился с матерью Надежды, та исповедовала, как и он, ислам. Поэтому он был удивлен, когда услышал в обнародованном видеообращении о том, что стал мусульманином только после развода с первой супругой.
"После расставания моя бывшая жена продолжала исповедовать ислам, как и до нашего знакомства", - уверяет он, отмечая, что дочь осталась жить с бабушкой.
Но однажды Владислав увидел в соцсетях ролик, в котором школьница на территории своего лицея №369 распивает алкоголь и курит сигареты.
"Тогда решил, что дочь должна быть со мной, - вспоминает он. - Сразу же отправил этот клип ее тете и завучу школы. Они никаких мер не предприняли".
Мужчина настаивает, что 70-летняя бабушка не может уделить достаточно внимания воспитанию ребенка, учитывая, "насколько она проблемный ребенок". Он опасается, что "получив полную свободу, она может вернуться к привычному ей непристойному образу жизни".
Ранее пожилая женщина предпринимала попытку оформить опеку над внучкой.
Хотят лишить родительских прав
Летом Надежда прилетела к отцу – отдыхала с его новой семьей на Эгейском море и училась водить автомобиль. Яблоков называет абсурдом заявление дочери о том, что он хочет выдать ее замуж в столь юном возрасте ("этого не позволяют и законы Турции"). По его мнению, так родственники экс-жены хотят лишить его родительских прав, ведь "лучшего способа, чем запугать российское общество страшным исламистом и паранджой, придумать сложно".
"Я планировал устроить ее в медицинский институт, о чем она сама мечтает, - продолжает собеседник "Кавказ.Реалии". – До окончания вуза речи ни о каком замужестве быть не могло".
Он демонстрирует скриншоты переписок дочери с подругами, в которых она подтверждает, что в школе они не обязаны носить платки. Из переписок также следует, что, по мнению подростка, в Турции дружелюбное общество и ей помогают освоить местный язык.
Яблокова училась в школе с религиозным уклоном "Имам хатыб". Это единственное учебное заведение, куда ее приняли без личного дела из России.
Кто кого похитил?
В битве за дочь собеседник "Кавказ.Реалии" обратился в СКР по Петербургу – он настаивает, что его дочь похитили и насильно удерживают. Сейчас он ожидает реакции правоохранителей. Он считает, что для отъезда его дочери в Россию нет никаких правовых оснований.
Соседи Яблоковых характеризуют Владислава как ответственного отца. По словам Умиды, подросток приехала из России добровольно.
"У Владислава трое детей. Работает риелтором. Имеет недвижимость в Стамбуле и, следовательно, у него есть вид на жительство, - рассказывает она. - Подал заявление на получение документов для дочери".
Она признала, что школьница мечтала вернуться в родной Петербург, но ей было в этом отказано.
"К ним приходил представитель российского консульства. Удостоверившись, что с девочкой все в порядке и условия проживания соответствуют нормам, подтвердил, что ее законным представителем является отец", - заключила Умида, добавив, что Надежда никогда жаловалась на родителя, хотя у нее был свободный доступ в интернет.
И она могла в любой момент обратиться в местную полицию или в российское консульство.
"Признаков состава преступления нет"
Основанием для возбуждения уголовного дела не может являться обращение какой-то девочки. Должны иметься признаки состава преступления, отмечает адвокат Бюро "Мусаев и партнеры" Надежда Ермолаева. В конкретном случае эксперт не видит доведения до самоубийства.
Спор о месте жительства детей должен решаться не в рамках уголовного дела, а в порядке гражданского производства (и то при условии, что мать жива). Отец в данном случае родительских прав не лишен, следовательно, его нельзя обвинить в похищении и неправомерном лишении свободы.
"Если остался один родитель, а второй умер, то определить место жительства ребенка вправе исключительно отец", - добавляет юрист.
Если же речь пойдет о жестоком обращении, то, помимо обвинений жертвы, должны быть как минимум ее обращения в полицию и к консулу. Побои необходимо зафиксировать.
Ермолаева подчеркнула, что местом расследования возможного преступления должна быть Турецкая Республика - по месту совершения.
В генконсульстве России в Стамбуле, где минувшим вечером решался вопрос о передаче Яблоковым права на выезд дочери в Петербург, не смогли оперативно прокомментировать ситуацию.
Родная тетя девочки Ольга Пустохина сообщила корреспонденту "Кавказ.Реалии", что "пока еще мы не дома". От дальнейших комментариев она воздержалась.
По нашим данным, юная петербурженка вместе с родственницами находится на территории российского консульства, где на них распространяется иммунитет. Тем временем правоохранительные органы объявили Яблокову и ее бабушку в розыск.