"Роснефть" заказала разработку предварительного технико-экономического расчета для строительства битумного завода в Чечне. Расчеты должна до конца года выполнить компания "ВНИПИнефть", с которой заключен контракт на сумму 8,46 млн рублей. Предложение построить такой завод поступило со стороны Минэнерго после того, как проект нефтеперерабатывающего завода в республике был признан нерентабельным, сообщали СМИ.
Строительство нефтеперерабатывающего завода мощностью в 1 млн тонн в год упорно лоббирует Рамзан Кадыров. В 2013-м году президент Путин поддержал идею: оценить проект было поручено "Роснефти". Однако в 2016-м году стало известно, что проект отложен.
В марте Минэнерго, по информации СМИ, предложило Чечне рокировку – дорогой нефтеперерабатывающий завод заменить более дешевым битумным. Правда, эксперты тогда оценили и этот проект как нерентабельный.
В то же время стало известно о конфликте между Рамзаном Кадыровым и главой "Роснефти" Игорем Сечиным. Причиной стало желание корпорации продать Чечне свои активы в республике по завышенной, по мнению Кадырова, цене в 12,5 млрд рублей.
Однако уже в апреле стало известно, что "Роснефть" ничего продавать не будет – к такому соглашению пришли Кадыров и Сечин. Тогда же, по информации СМИ, была достигнута договоренность о снятии с "Роснефти" обязательств по строительству НПЗ в республике (на разработку проекта уже было потрачено 725 млн рублей к тому времени).
Кадыров лично сообщил Путину, что "до руководства 'Роснефти' не доходило то, что мы хотим", но непонимание улажено, и корпорация "дальше будет вкладывать и развивать и нефтяное направление, и экономику республики".
Учитывая контекст, можно было бы назвать строительство битумного завода некоей компромиссной сделкой между Минэнерго и Кадыровым. Однако директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич считает, что говорить об этом рано.
"Кому завод будет принадлежать, кто будет инвестором? Пока мы не знаем ответа, делать выводы – все равно что гадать на кофейной гуще. Когда будет ясно, чьи деньги в него будут вложены и в чью собственность он перейдет, тогда можно будет продолжить обсуждение", - сказала Зубаревич "Кавказ.Реалии".
Тема с активами "Роснефти" в республике, по ее мнению, не закрыта. "Как я понимаю, нефтяной комплекс в Чечне будет потихоньку передаваться администрации. А если 'Грознефтегаз' действительно не передается, значит, хотят какие-то отступные", - считает Зубаревич.
"Роснефть" совершенно не развивает активы, которыми обладает в республике, отмечает бизнес-консультант Шамиль Бено. "Они только выкачивают нефть, но никаких вкладов в экономику республики не делается, рабочих мест они не дают. Наша республика была сильной в этой сфере, и можно предположить, что у нее есть конкурентные преимущества, учитывая, что сохранились квалифицированные кадры", - считает Бено.
"По трубе идет сырье, пускай и остаточное – это факт. И нас смущает, что компания, доля которой принадлежит государству, не нацелена на развитие экономики постконфликтной республики", - поясняет Бено.
Что касается строительства битумного завода, то тут есть вопросы с точки зрения экологии, которые надо обсуждать со специалистами. Тем не менее Шамиль Бено считает, что из-за дефицита рабочих мест в Чечне целесообразно строительство любого завода.
"Экономика живет за счет сферы услуг, для квалифицированной рабочей силы возможности применения отсутствуют. Так что любое строительство промышленного предприятия приветствуется", - считает эксперт.
Власти Чечни много лет пытаются забрать у федерального центра контроль над нефтедобычей в республике. До войны в Чечне общий объем переработки нефти составлял 19 млн тонн в год. Все мощности, включая грозненский НПЗ им. Ленина, были уничтожены.