Президент России Владимир Путин подписал закон, по которому статус ветеранов боевых действий получили следователи и прокуроры, работавшие в Чечне в 1994-1996 годов и с августа 1999 года. Ранее внесение изменений в законы "О ветеранах" и "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу", поддержали Госдума и Совет Федерации.
К ветеранам боевых действий отнесены прокуроры и следователи, работавшие в условиях вооруженного конфликта в Чечне и на прилегающих территориях с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, а также прокуроры и следователи, работавшие в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе с августа 1999 года, говорится в документе.
Член Совета правозащитного центра "Мемориал" (внесен властями РФ в список иноагентов, но не согласен с этим), руководитель программы "Горячие точки" Олег Орлов в разговоре с Кавказ.Реалии отметил, что принятие такого закона именно сейчас "полная загадка".
"Органы российской прокуратуры в 1994-1996 году интенсивно закрывали глаза на массовые преступления, совершаемые представителями федеральных сил. Это была настоящая работа – не реагировать на многие и многие сообщения о нарушениях со стороны федералов. Наверное, за это их теперь и надо вознаградить", – отметил правозащитник.
Говоря о периоде с 1999 года, Олег Орлов перечисляет преступления федеральных войск: создание незаконных фильтрационных пунктов, исчезновения людей, поголовный грабеж в зачищаемых населенных пунктах, массовые исчезновения – но прокуратура и следствие "очень активно не реагировали на это. При этом они активно расследовали преступления противоположной стороны, которые также имели место".
Именно в период второй чеченской кампании наиболее полно проявилась эта односторонность российских правоохранительных и надзорных структур, подытожил представитель "Мемориала".
- В начале 1990-х годов Чечено-Ингушская АССР распалась на два субъекта – Чеченскую и Ингушскую республики. В Чечне объявили о своей независимости от России. Последовавший развал Советского Союза в декабре 1991 года привел к обострению взаимоотношений между Москвой и Грозным. В Москве активно поддерживали антидудаевскую оппозицию, которая оказалась в итоге совершенно недееспособной. После неудачного вторжения под видом чеченской оппозиции российских частей 26 ноября 1994 года Москва решилась на полномасштабные военные действия против Чеченской республики Ичкерии.