Составив базу данных попрошаек, городская администрация надеется выявить и помочь тем, кто действительно нуждается, а мошенников привлечь к ответственности, заявлют в мэрии. Но насколько легко победить данное явление?
Начали с предупреждений
На центральных улицах Черкесска, как и в любом городе Северного Кавказа, полно тех, кто просит милостыню: дети, инвалиды, женщины с младенцами. Бороться с попрошайничеством власти города решили необычным способом: составить базу данных всех уличных нищих. В мэрии утверждают, что такую идею через сервис «Активный горожанин» высказал один из местных жителей. «Предлагаю освободить Черкесск от этого безобразия! А для этого провести рейд добровольцев по городским улицам с целью сбора данных по каждому попрошайке - с фотографией, достоверной информацией о месте жительства, о том, в чем нуждается он и его семья», - написал мужчина.
Первый такой рейд представители мэрии уже провели совместно с полицией. «Этот обход мы совершили для предупреждения [об ответственности за попрошайничество]. Пока точного учета у нас нет, так как еще нет направления по этой работе и не заключено соглашение с горадминистрацией», - сообщили «Кавказ.Реалии» в республиканском МВД.
В мэрии пока тоже не смогли ни назвать точного количества просящих милостыню людей, ни рассказать о их нуждах. «Работа еще не выполнена в полном объема, к тому же на освободившиеся места приходит новые люди. Но со временем планируем искоренить это явление. Наша цель: всех переписать, кому необходима помочь – помочь, кого-то привлечь к ответственности, кого-то выслать за пределы республики. Одного человека мы уже отправили домой, в другой регион, оказалось, что у него есть семья, но его родственники даже не знали, где он и чем занимается», - сообщили в пресс-службе горадминистрации.
Страх и агрессия
Местные жители в целом положительно относятся к такой инициативе и считают, что необходимость создания подобной базы назрела давно, поскольку проблема с попрошайничеством в Черкесске стоит остро.
Это дело поставлено на коммерческие рельсы, потому что когда предлагаешь помощь через фонд, все отказываются.
«Если мы позиционируем КЧР как республику с хорошим туристическим потенциалом, то такие явления как попрошайничество надо искоренить. По главной улице города - улице Ленина – невозможно гулять, потому что буквально через каждые сто метров стоят люди, которые просят милостыню, это могут быть и цыгане, и местные жители. С цыганами в Черкесске очень тяжелая ситуация, поскольку они ведут себя агрессивно, могут перекрыть улицу, чтобы остановить свадебный кортеж и потребовать деньги, могут приставать к людям, угрожать испачкать одежду, если им не подадут. Считаю, что всех цыган, просящих милостыню, необходимо взять под контроль. Возможно, нужно создавать благотворительные фондов, чтобы нуждающиеся обращались туда», - считает активист молодежной организации «Адыгэ Хасэ» Амар Жужуев.
Адвокат и учредитель местного фонда «Территория милосердия» Расул Кубанов в свою очередь отмечает, что попрошаек, заполонивших город, скорее всего завозят организовано и поэтому они никогда не обратятся за помощью в благотворительные организации.
«В последний год тех, кто просит подаяние, стало особенно много. Тут нужно учитывать, что в целом положение людей сильно ухудшилось из-за кризиса, возможно, у тех, кто и раньше жил на грани нищеты, сегодня нет иного выбора, кроме как протянуть руку на улице. Есть и те, кто решил просто облегчить себе жизнь, хотя по нашим традициям, это постыдное дело. Но вообще большинство попрошаек – приезжие и похоже, что это дело поставлено на коммерческие рельсы, потому что когда предлагаешь помощь через фонд, все отказываются. Это наталкивает на мысли, что они мошенники», - говорит адвокат.
При этом к идее вести учет городских нищих Кубанов относится с осторожностью, опасаясь, что некоторые представители правоохранительных органов могут «слишком рьяно» взяться за работу и развернуть настоящую охоту на ведьм.
Нельзя, чтобы к тем, кто просит подаяние, применяли карательные меры, не предложив им никакой альтернативы, считает адвокат.
Откупиться от совести
Инициативу черкесских властей поддерживает и основатель движения «Альтернатива», занимающего освобождением людей из рабства, Олег Мельников. При этом он отмечает, что на сейчас на улицах редко встретишь тех, кто действительно нуждается, чаще всего нищие «принадлежат» какой-нибудь этнической группировке, в основном, молдавским или астраханским цыганам.
Нужно не только бороться с теми, кто просит милостыню, но и просвещать тех, кто жертвует.
«Наше законодательство крайне плохо адаптировано к проблеме попрошайничества и вся система сильно коррумпирована, поэтому, к сожалению, приходится бороться кустарными методами и раз мэрия [Черкесска] решила сделать какую-то дорожную карту для решения этой проблемы, то почему бы и нет. Если опыт окажется успешным, хотелось бы, чтобы им поделились, потому что на Северном Кавказе такого опыта пока нет. Например, в Дагестане я долго объяснял сотрудникам полиции, что есть статья 151 УК РФ – вовлечение несовершеннолетнего в занятие попрошайничеством, а они мне отвечали, что дети и сами не против. В Махачкале практически по каждой крупной улице ходит ребенок и просит милостыню в любое время года», - говорит Мельников.
При этом пресс-службы региональных отделов МВД периодически отчитываются о рейдах, направленных на выявление беспризорных детей, незаконных мигрантов и людей, занимающихся попрошайничеством. Правда, последние обычно отделываются административными протоколами и небольшими штрафами.
По мнению Мельникова, для решения проблемы попрошайничества нужно не только бороться с теми, кто просит милостыню, но и просвещать тех, кто жертвует.
«На Кавказе много религиозных людей и всех, независимо от веры, призывают помогать страждущим. К сожалению, для многих стало проще дать 10 -50 рублей и откупиться от своей совести, чем предложить реальную помощь. Поэтому попрошайничество до сих пор и существует», - считает лидер «Альтернативы».