Президент России Владимир Путин подписал закон, по которому статус ветеранов боевых действий получили следователи и прокуроры, работавшие в Чечне в 1990-е годы. Кавказ.Реалии разбирался, зачем это было сделано.
Ветеранами боевых действий, согласно документу, станут прокуроры и следователи, работавшие во время вооруженного конфликта в Чечне и на прилегающих территориях с декабря 1994 года по декабрь 1996 года. Ветеранами также станут прокуроры и следователи, работавшие в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе с августа 1999 года.
"Основным условием отнесения прокурорских работников и следователей к данной категории ветеранов боевых действий будет подтвержденный факт выполнения служебных обязанностей в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях РФ, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, и в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона", – указано в пояснительной записке.
Закон предусматривает социальные меры поддержки прокуроров и следователей, которые стали инвалидами, получив ранения, контузии, увечья или заболевания при участии в боевых действиях. Изменения в законы "О ветеранах" и "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу", поддержали Госдума и Совет Федерации.
"Вознаградить" федералов
Почему эти изменения были приняты именно в феврале 2022 года – "полная загадка", говорит член Совета правозащитного центра "Мемориал", руководитель программы "Горячие точки" Олег Орлов. В разговоре с Кавказ.Реалии он отметил, что органы российской прокуратуры в 1994–1996 годах "интенсивно закрывали глаза на массовые преступления, совершаемые представителями федеральных сил".
"Это была настоящая работа – не реагировать на многие и многие сообщения о нарушениях со стороны "федералов". Наверное, за это их теперь и надо "вознаградить", – сказал правозащитник.
Говоря о периоде с 1999 года, Орлов перечислил преступления федеральных войск: создание незаконных фильтрационных пунктов, исчезновения людей, грабежы в защищаемых населенных пунктах, массовые похищения.
"Но прокуратура и следствие очень активно не реагировали на это. При этом они активно расследовали преступления противоположной стороны, которые также имели место", – подытожил член Совета правозащитного центра "Мемориал".
Наделение статусом ветерана боевых действий прокуроров и следователей, работавших в Чечне в 1990-е, уместно, считает политолог, директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. Претензии правозащитников к тому, что госслужащие не обращали внимания на преступления со стороны представителей федеральных сил, политолог считает необоснованными.
"Если они прокуроры, у них задача – выполнять законодательство, какое оно есть. Я не знаю, считали ли они Дудаева (Джохар Дудаев, первый президент самопровозглашённой Чеченской Республики Ичкерия. – Прим.) законным президентом Чечни или не считали. Если они реально выполняли свой долг как прокуроры, то есть поддерживали законы и наказывали его нарушение, то они достойны быть ветеранами", – уверен Журавлев.
По его мнению, решение наделить прокуроров и следователей новым статусом именно сейчас может быть связано с их выходом на пенсию.
"Я думаю, что стали накапливаться социальные проблемы. Те, кому тогда было 40 лет, сейчас начинают уходить на пенсию, а "участник боевых действий" – это и пенсионный вопрос тоже", – отметил собеседник Кавказ.Реалии.
"Все шито белыми нитками"
Председатель комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина называет "жестом" со стороны властей дополнительные льготы и выплаты прокурорам и следователям. Мотивом такого жеста, по ее мнению, является завоевание лояльности.
"Новый статус повлечет прибавки к зарплатам, а для чего это делаются? У нас сейчас председатель Совета ветеранов выступил против войны [в Украине] не от себя, а от лица своей организации. Это, конечно, делает ему честь. От такого наша власть отвыкла, это неожиданно. Значит, властям нужно обеспечить себе новых поддерживающих их решения сторонников. Потому что вот, принято решение [о войне в Украине], которое народ на самом деле не поддерживает. Есть люди, которые на это повелись, но таких людей меньше. Меньше, чем тех, кто поддерживал чеченскую войну. И вот теперь, как мне кажется, таким образом покупают себе сторонников", - уверена Ганнушкина.
Материальный стимул, как считает собеседница, используется и в конфликте с Украиной – президент Путин пообещал выплатить беженцам с Донбасса по 10 тысяч рублей. Правозащитница считает, что таким образом людей "выманили".
"Люди приехали сюда, звонят на горячую линию нашей организации и спрашивают: "Где можно забрать 10 тысяч?" Это было перед началом военных действий, когда устраивали эвакуацию из Донецкой и Луганской областей. До этого по 10 тысяч обещали пенсионерам, но, судя по тому, что я ничего не получила, эти деньги решили отдать беженцам. Я не возражаю против этого. Людей выманили буквально на эти 10 тысяч рублей, это факт. А потом началась война. Все шито белыми нитками", – говорит Ганнушкина.
По информации Генеральной прокуратуры и Следственного комитета, получить статус ветерана смогут 1368 человек. Расходы из бюджета на компенсацию оплаты жилья (в 50 процентов) прокурорам и следователям составят 15 миллионов рублей в год. Расходы на повышение пенсий госслужащим, отнесенным к ветеранам боевых действий, могут составить семь миллионов рублей ежегодно.
Ганнушкина отметила, что наблюдала во время разных конфликтов, как многие военнослужащие на полчаса выезжали на передовую, возвращались и становились "участниками" военных сражений. В то же время правозащитники, по ее словам, ходят "с одной стороны на другую", рискуя собой, и не получают за это никаких льгот, кроме того, что "время от времени расстаются с жизнью".
***
В начале 1990-х годов Чечено-Ингушская АССР распалась на два субъекта – Чеченскую и Ингушскую республики. В Чечне объявили о своей независимости от России. Последовавший развал Советского Союза в декабре 1991 года привел к обострению взаимоотношений между Москвой и Грозным. В Москве активно поддерживали антидудаевскую оппозицию, которая оказалась в итоге совершенно недееспособной. После неудачного вторжения под видом чеченской оппозиции российских частей 26 ноября 1994 года Москва решилась на полномасштабные военные действия против Чеченской республики Ичкерии.