В прошедшем году на юге России усиливалось влияние националистических организаций и росла напряженность в отношении как мигрантов, так и "нетитульных" наций. Редакция Кавказ.Реалии вспоминает самые заметные конфликты.
Дела "Русской общины"
2024 год отметился усилением "Русской общины", националистической и мигрантофобской организации с "ячейками" по всей стране. Из-за деятельности на юге и Северном Кавказе у нее возникали проблемы с законом. Например, в мае 2024 года суд Батайска в Ростовской области арестовал шестерых членов общины за сход у школы в поселке Койсуг.
Сход был связан с конфликтом, который произошел между учительницей литературы и одним из учеников. В сети распространилось видео, на котором педагог унижает школьника, говоря, что он "живет за наш счет" и что его "защищают русские", а также желает ему "нарваться по-настоящему". Инцидент прокомментировал и глава администрации Батайска Роман Волошин. По его словам, управление образования приняло меры "по недопущению развития" конфликта.
При этом глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин фактически встал на сторону националистов: он поручил начать проверку и разобраться, почему были арестованы члены "общины". В ведомстве заявили, что члены антимигрантской организации вступились за малолетнюю дочь убитого в Украине военного, чей дом пытались отнять "мошенническим образом".
В августе представители "Русской общины" вновь ввязались в конфликт – на сей раз между уроженцами Таджикистана и Дагестана в Санкт-Петербурге. Члены "общины" вступились за 41-летнего таксиста из Таджикистана в его споре с конкурентом-дагестанцем. Последний обратился в полицию, после чего были задержаны десять человек: в отношении них составили протоколы о мелком хулиганстве.
В октябре 2024 года видеообращение с просьбой проверить деятельность "Русской общины" записал омбудсмен Чечни Мансур Солтаев. Он обвинил их в разжигании межнациональной розни и заявил, что "община" действует "на руку западным и украинским спецслужбам".
Однако проблемы с законом возникали не только у "Русской общины", но и у ее критиков. Например, блогер из Дагестана Гаджи Ханмагомедов сообщил о задержании после того, как он предложил создать альтернативную "Кавказскую общину".
После видео с критикой исламофобских заявлений лидера "Русской общины" Андрея Ткачука протокол составили на 22-летнего кубанского блогера Бориса (Мансура). В итоге он принес извинения. По статье о разжигании ненависти и вражды блогеру назначили 14 суток административного ареста и оштрафовали на 15 тысяч рублей.
Ксенофобные конфликты в России
Прошедший год также был отмечен рядом ксенофобных конфликтов. Например, в кубанском Кореновске в июле прошел марш с лозунгами "Русские, вперед" и "Слава России". За день до этого в городе случился конфликт с представителями курдской диаспоры – тогда драка началась якобы из-за громкой музыки. Сообщается, что с курдами конфликтовали в том числе и представители вышеупомянутой "Русской общины", а также другой националистической организации – "Северный человек".
В ночь на 8 сентября в поселке Афипском Краснодарского края произошла массовая драка между местными жителями и приезжими из других регионов. По данным МВД региона, конфликт завязался на бытовой почве – предположительно, из-за девушки. Были задержаны 54 человека, двенадцати из них назначили административный арест от двух до семи суток. Уголовное дело по статье о хулиганстве было возбуждено в отношении уроженца Чечни – его арестовали.
Оскорбляла "по национальному признаку" и насмехалась над "тикток-войсками"
Также в сентябре произошел и другой крупный конфликт – в Анапе. В ночь на 3 сентября у местного клуба избили двух аниматоров. Нападавших задержали в Кабардино-Балкарии и обвинили в хулиганстве. Эта потасовка стала широко известна в медиа из-за вмешательства командира чеченского спецназа "Ахмат" Апти Алаудинова, который усмотрел в драке национальную подоплеку.
Суть конфликта в том, что несколько мужчин набросились на компанию, состоящую из парней и девушек. По заявлению Алаудинова, одна из девушек спровоцировала конфликт тем, что оскорбляла оппонентов "по национальному признаку" и насмехалась над чеченскими "тикток-войсками". Кроме того, по его утверждению, она якобы выкрикнула "Слава Украине", после чего и началась драка. При этом один из нападавших, Зелимхан Заурбеков, награжден благодарственным письмом Алаудинова как "волонтер СВО" (так в России официально называют войну против Украины. – Прим. ред.).
2024 год также запомнился тлеющим конфликтом в поселке Иловля Волгоградской области – между местными жителями и представителями диаспоры рома. В августе координатор местной ячейки все той же "Русской общины" по имени Михаил Зазулин поссорился с семьей ромов, после чего заявил, что представители этого народа якобы много лет "терроризируют" иловлинцев. Кроме того, в ходе конфликта один из ромов напал на силовика.
После местные жители собрались на народный сход, а затем – на еще один. Представители рома, в свою очередь, записали публичные извинения.
В октябре трех ромов в Иловле вновь обвинили в нападении на силовика: по официальной версии, они набросились на инспектора ДПС. После чего в ноябре ряд иловлинцев обратились к президенту и главе Генпрокуратуры с просьбой проверить законность нахождения на посту главы района Ивана Геля – его критикуют за неспособность решить конфликт с диаспорой ромов.
Конфликт в Иловле связан с "неадекватным поведением" конкретных людей, комментирует руководитель движения "Дозор" в Волгограде Евгений Кочегин: "Государству следует бескомпромиссно подавлять такие конфликты с любой из сторон, чтобы единственным мерилом оставался закон".
Рейды и облавы
Ксенофобные настроения коснулись не только этнических меньшинств среди народов России, но и иностранцев, работающих в РФ, отмечает правозащитница Валентина Чупик. По ее словам, в ходе облав силовики задерживали даже детей – в ее личной статистике младшим из задержанных стал гражданин Кыргызстана, которому было 10 лет.
После теракта в подмосковном "Крокус Сити Холле" с вечера 24 марта и за последующие восемь дней к правозащитнице поступило 19 тысяч обращений о нападениях на мигрантов. Причем полиции и Росгвардии содействовали националисты из "Русской общины" и "Северного человека".
Российская власть хочет, чтобы мигранты жили в режиме "рабовладение-лайт"
"Людей массово задерживали, массово вымогали у них взятки. И тех, кто дает эти взятки, отпускают моментально, несмотря ни на какие статусы. Задерживали и репрессировали по большей части легальных мигрантов. Полицейские нападали на общежития, грабили людей, воровали деньги и телефоны. Количество кейсов полицейского насилия возросло в 38 раз по сравнению с предыдущими годами. Процессы по выдворению проводили, даже не заводя человека в здания суда. Естественно, ни намека на переводчика и адвоката", – говорит Чупик.
Российская власть хочет, чтобы мигранты жили в режиме "рабовладение-лайт", считает политолог Дмитрий Дубровский: "Им нужны современные "работные дома" – чтобы люди отмечались у полиции, обязательно платили дань и чтобы их государства за них отвечали. Не случайно в Москве появилась "кыргызская полиция", которая отвечает за действия граждан этой страны, что вообще-то очень странно. Речь идет о чем-то среднем между гетто и концлагерем".
По словам Дубровского, ксенофобия в России имеет внутренний этнический характер, но снаружи проявляет себя как политическая – это касается и ксенофобии к украинцам. По его словам, нынешняя политика государства во многом совпадает с политикой националистических организаций, что парадоксально сочетается с показательной "борьбой с нацизмом".
"Под "мигрантом" понимаются любые инаковыглядящие, инакоговорящие, инакоодевающиеся. Никто не назовет француза в Москве мигрантом. Это очевидная история, все это приводит к росту ксенофобии не только к мигрантам, но и к малым этносам России. Если видят кого-то инаковыглядящего, то "своим" он по определению быть не может", – заключает Дубровский.
- В России вновь стали популярны видеоролики с нападениями на "инородцев". Ежемесячно в сети оказывается около сотни записей с насилием в отношении мигрантов с Кавказа и из Центральной Азии, антифашистов, геев или бездомных. Возрождение субкультуры наци-скинхедов происходит на фоне агрессивной государственной милитаристской пропаганды, уверены собеседники сайта Север.Реалии.
- В июне Александр Бастрыкин обвинил в нападениях на церкви и синагоги в Дагестане и захвате заложников в СИЗО Ростова-на-Дону "террористов-исламистов" и высказался за запрет никаба. В ответ Рамзан Кадыров раскритиковал Бастрыкина: по его словам, такие заявления "могут закончиться крайне плохо для общественно-политической ситуации".
Форум