Ссылки для упрощенного доступа

Мечеть «Надирия» - освобождение год спустя


Мечеть на улице Котрова в Махачкале год с лишним является объектом раздора
Мечеть на улице Котрова в Махачкале год с лишним является объектом раздора

Салафитская мечеть в Махачкале была закрыта силовиками

Прихожане мечети «Надирия» по улице Котрова в Махачкале сообщили, что полиция сняла оцепление вокруг здания - более года салафитская мечеть находилась под охраной силовиков. Сама мечеть пока не функционирует.

Бывший заместитель имама мечети «Надирия» Курбан Аскандаров подтвердил «Кавказ.Реалии» информацию о снятии охраны. «На данный момент мечеть возвращена хозяевам, но как мечеть она не будет функционировать, пока документы не приведут в порядок», - сказал он. Получить комментарии владельца здания и терриитории Муртазали Хачилаева не удалось.

Отметим, в середине позапрошлого года в Дагестане началась волна закрытия салафитских мечетей, где, по заверениям силовиков и представителей духовного управления республики, велась работа по вербовке молодежи в ряды ИГИЛ. 20 ноября прошлого года вокруг мечети «Надирия» произошел конфликт, связанный с переназначением имама мечети. Действующий на тот момент имам Хасан Хаджи был смещен и на его место муфтият Дагестана назначил Дауда Тумалаева. Свое решение муфтият прокомментировало желанием не допустить закрытия мечети, мол, представители силовых структур намерены закрыть все мечети не находящиеся под протекцией официального духовенства.

На данный момент мечеть возвращена хозяевам, но она пока, как мечеть не будет функционировать

Позднее на место Тумалаева, которого джамаат мечети отказывался принимать, был назначен имам центральной Джума мечети Махачкалы Мухаммадрасул Саадуев, но джамаат "Надирии" опять не пошел компромисс. На следующий день, 30 ноября, мечеть оцепили силовики.

«Полицейские посменно находились у мечети в течение всего дня. В здание не допускали никого. Сначала силовики объясняли причину оцепления тем, что они якобы ищут взрывное устройство, но всем было ясно, что это сделано именно для того, чтобы не допускать туда молиться людей», - заявил «Кавказ.Реалии» прихожанин мечети, просивший не называть его имени.

Охрана с мечети была снята 9 декабря текущего года. Данный случай говорит о том, что сработали институты гражданского общества, считает общественник Максим Шевченко. Но еще рано говорить о каких-то результатах, добавил собеседник.

«Насколько я знаю, ключи от мечети возвращены Муртазали Хачилаеву и сейчас идет подготовка документов, согласно которым здание сможет функционировать в качестве мечети. Но эта практика не должна ограничиться только на мечети по улице Котрова. Специфика Дагестана - интересная правовая коллизия: никто не хочет государству нанести вред, хочется, чтобы и граждане жили по закону, но и государство соблюдало эти законы. Прекрасная мечеть в центре Буйнакска, к примеру, остается закрытой, «Восточная» мечеть в Хасавюрте - также. Безусловно, реабилитация распространиться и на эти мечети».

Cработали институты гражданского общества.

По его словам, в докладе Совета по правам человека при президенте России, который он передал во время заседания Владимиру Путину, были пункты и касательно закрытия мечетей в Дагестане.

«Я с самого начала говорил, что закрытие мечетей – безумство. Но я рад, что власти республики, пусть достаточно опасливо, но пошли по разумному пути. Если они еще [салафитские] детские сады и школы прекратят преследовать, то можно наладить плодотворный диалог», - добавил Шевченко.

На сегодняшний день в республике закрытыми остаются пять мечетей и молитвенных домов.

XS
SM
MD
LG