Ссылки для упрощенного доступа

Как в лучших домах Праги и Будапешта


Архивное фото
Архивное фото

Исследователи сравнили Ингушетию с Чехией, а Дагестан – с Венгрией

Пять субъектов Северного Кавказа попали в десятку рейтинга, составленного по Индикатору человеческой жизни (Human Life Indicator). Так, Ингушетию исследователи сравнили с Чехией, Дагестан с Венгрией, а Осетию – с Боснией и Герцеговиной. Шкала была представлена на Гайдаровском форуме.

Индикатор человеческой жизни, к слову, не отражает реального положения дел в указанных регионах и не сравнивает социально-экономические показатели. Поэтому с Чехией сегодня Ингушетию можно сравнить только по продолжительности жизни – главному фактору рейтинга.

По мнению профессора, доктора экономических наук Северо-Кавказского института РАНХиГС Натальи Киселевой, индикатор служит аналогом Индекса человеческого развития, но избавлен от множества его недостатков, проблем с сопоставлением и оценкой.

"Индикатор человеческой жизни учитывает неравенство в продолжительности жизни. Он учитывает не только продолжительность жизни, но и неравенство в дожитии", – комментирует ученый.

Кандидат экономических наук, заведующий кафедрой менеджмента СОГУ Нодар Каберты не уверен в точности приведенных данных. "В последние годы у нас нереально быстро увеличивается продолжительность жизни, поэтому это какая-то халтура, – считает собеседник 'Кавказ.Реалии'. – Я не могу быть уверенным, но не исключено, что людей готовили к пенсионной реформе, мол, обратите внимание на статистику, видите, как долго у нас живут. 10 лет назад мы отставали по продолжительности жизни от той же Ингушетии на 8-9 лет, а теперь сравнялись. С такой скоростью – это просто невозможно".

Однако кандидат экономических наук Маргарита Кулова индикатору доверяет. "Все последние годы сохраняется тенденция, по которой первые три места по продолжительности жизни занимают Ингушетия, Чечня, Дагестан, – напоминает она. – Особенно высокая продолжительность жизни мужчин. За счет этого у них и средняя продолжительность жизни выше. Объясняется такое тем, что это мусульманские регионы – мужчины пьют меньше, общество более традиционное".

Ученый подчеркивает: продолжительность жизни в Европе и на Кавказе формируется за счет разных условий. "Объединяет кавказские регионы и европейские страны – высокая продолжительность жизни, – объясняет она. – Однако в Европе очень низкая рождаемость, а на Кавказе – традиционно высокая".

Однако больший научный интерес у Куловой вызывает доклад Татьяны Малевой "Социальная политика в долгосрочной перспективе: многомерная бедность и эффективная адресность". В нем говорится, что субъекты СКФО являются не лидерами рейтинга, а его аутсайдерами.

"Получается, что северо-кавказский регион – самый бедный. По доходам – да, так и есть, – объясняет кандидат наук. – Но тут тоже есть нюансы – в частности, не учитывается коррупционная составляющая. Когда к нам приезжают гости, они удивляются: вроде самый бедный регион, а все машины класса люкс. То есть по статистике – да, самый бедный регион, а когда дополнительные исследования проводятся – все гораздо сложнее".

Добавим, что территории Северного Кавказа во многих рейтингах болтаются в конце списка. Так, по качеству жизни Карачаево-Черкесия на 83 месте, а Ингушетия – на 84-м из 85 возможных. По уровню заработной платы Чечня на 81-й строчке, Дагестан – на 82-й, а Кабардино-Балкария – на 84-й. Зато в рейтинге задолженности перед банками Кавказу нет равных: Ингушетия занимает почетное третье место, Дагестан – четвертое, Чечня – пятое.

XS
SM
MD
LG