Новое дело против Заремы Мусаевой, "чеченский след" в деле о громком покушении в Узбекистане, расходы на войну на Ставрополье и борьба с поп-MMA – об этом и не только в 210-м выпуске еженедельного новостного подкаста Кавказ.Реалии.
Слушайте подкаст там, где это удобно вам:
Новое дело Мусаевой
В Чечне в отношении политзаключенной Заремы Мусаевой, матери братьев-оппозиционеров Янгулбаевых, завели новое уголовное дело, сообщил ее адвокат Александр Савин. 12 ноября он посетил местное управление Следственного комитета, после чего рассказал подробности новых обвинений против Мусаевой: согласно официальной версии, 29 октября, когда страдающую диабетом и рядом других хронических заболеваний осужденную возвращали из больницы в колонию-поселение в Аргуне, она якобы ударила ладонью сотрудника ФСИН и сорвала с него погон.
Сама Зарема Мусаева эти обвинения отрицает и говорит, что никаких происшествий по дороге из больницы не было и что она физически не смогла бы напасть на силовика. Теперь ей грозит новый срок по статье о "дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества", она предусматривает до пяти лет колонии.
В январе 2022 года кадыровцы похитили Мусаеву из квартиры в Нижнем Новгороде. Матери оппозиционеров и жене бывшего судьи из Чечни не дали даже обуться и взять с собой лекарства. В республике на нее сначала составили административный протокол об оскорблении полицейского, а затем возбудили уголовное дело – о нападении на участкового; позднее к этому добавилось обвинение в мошенничестве.
Сторона защиты в ходе судебного процесса заявляла о многочисленных нарушениях в деле и отсутствии реальных доказательств вины Мусаевой. Несмотря на это, в прошлом июле суд приговорил ее к пяти с половиной годам лишения свободы. Впоследствии срок был сокращен до четырех лет и девяти месяцев – с учетом времени, проведенного осужденной в СИЗО, он истекает в будущем марте.
В заключении здоровье Заремы Мусаевой сильно ухудшилось, она с трудом передвигается даже с помощью трости, новый приговор может стать для нее смертельным, заявлял руководитель "Команды против пыток" Сергей Бабинец.
Мусаева – личная пленница главы Чечни Рамзана Кадырова, говорит ее сын Абубакар Янгулбаев, покинувший Россию из-за преследований до ареста матери. По его мнению, мучая 55-летнюю женщину, власти республики мстят ему и его братьям за критику. Еще в феврале 2022 года, вскоре после похищения Мусаевой из Нижнего Новгорода, в Грозном организовали митинг с сожжением портретов членов семьи Янгулбаевых, а приближенные Кадырова открыто угрожали им расправой.
Новое дело связано исключительно с тем, чтобы дальше удерживать Зарему Мусаеву в заложниках, убежден Абубакар Янгулбаев: "То есть цели и задачи у местной власти не изменились — это дальше утопать… идти уже не на дно, а под дно позора и доказывать, что они [власти Чечни] ничего не стоят и что они в целом борются против свободы, за рабство. И в этой борьбе они готовы в том числе нападать на невиновных людей, вне зависимости от их пола, возраста, заболеваний — хронических или патологических — неважно. И в этой борьбе за рабство против свободы они готовы мучать людей. Я это расцениваю вот так. Мы теперь убедились, что для Кадырова абсолютно не важно его имя, он уже понимает, что он перед мировым сообществом в этом деле опозорился, и хочет идти до конца".
Кадыров и покушение в Узбекистане
Самому Рамзану Кадырову на неделе пришлось комментировать сведения о возможном "чеченском следе" в деле о покушении на бывшего главу департамента информационной политики администрации президента Узбекистана. Ночью 26 октября под Ташкентом по автомобилю, в котором находился Комил Алламжонов, произвели восемь выстрелов, никто не пострадал. По данным местной службы Радио Свобода, нападавшие скрылись на скутере, вскоре началась масштабная операция силовиков, расследование взял под свой контроль президент Шавкат Мирзияев.
Согласно предварительной информации, задержаны двое подозреваемых, один из них – Шохрух Ахмедов. В 2021 году вместе с еще несколькими чеченцами он был арестован в Турции по обвинению в причастности к подготовке покушений на критиков Кадырова, после чего семь месяцев провел в тюрьме. Впоследствии всех обвиняемых, которым грозили длительные сроки заключения, неожиданно освободили – турецкие СМИ связывали это с вмешательством главы Чечни. Рамзан Кадыров последний раз был в Турции, государстве-члене НАТО, в сентябре этого года.
Что касается Узбекистана, Кадыров старается поддерживать с этой страной тесные связи: здесь учился его отец, сюда глава Чечни приезжал в мае в составе делегации президента России, в июле уже в Грозном он принимал узбекистанского премьер-министра. Версию о "чеченском следе" в деле о покушении на Комила Алламжонова Рамзан Кадыров назвал "вбросом", выразил уважение президенту Мирзияеву и следующим же предложением добавил: "Если бы я действительно что-то планировал, то довел бы дело до конца и со стопроцентным результатом".
В Ташкенте предполагаемую причастность кадыровца к покушению на бывшего высокопоставленного госслужащего на официальном уровне не комментировали.
Топором по голове вместо фронта
Еще несколько новостей уходящей недели связаны с участниками войны против Украины из регионов юга России и Северного Кавказа.
Суд в Ростове-на-Дону утвердил приговор контрактнику Минобороны из Северной Осетии – по обвинению в уклонении от службы путем членовредительства Манучехр Бекназаров получил шесть лет лишения свободы. Согласно официальной версии, находясь на украинской территории, военнослужащий умышленно ударил себя топором по голове, чтобы не участвовать в боевых действиях.
Военные из Краснодарского края, которых готовили к участию в войне на базе в Новосибирской области, выбрали менее травмоопасный способ избежать отправки на фронт – они уехали из своей части на такси. Всего, по данным местных СМИ, таким образом сбежали около десяти солдат, известны имена двоих из них – это ранее судимый за кражу ноутбука Анатолий Маркин и уже воевавший Анатолий Петровичев.
Тем временем в Ставропольском крае, как подсчитали журналисты интернет-издания "Агентство", на выплаты контрактникам, семьям погибших участников войны и раненым приходится 83 процента социальных выплат из регионального бюджета, речь идет о миллиардах рублей. На втором месте по этому показателю находится Карачаево-Черкесия, далее идут Калужская область и Адыгея.
Однако выплат за участие в войне хватает не всем контрактникам: сайт Кавказ.Реалии на этой неделе опубликовал историю Ивана Недотекина из Ростовской области, который судился с местным поставщиком электроэнергии из-за того, что не смог посмотреть инаугурацию Владимира Путина на очередной президентский срок в мае этого года из-за планового отключения света. За это участник войны требовал выплатить ему 100 тысяч рублей, он ссылался на нравственные страдания из-за невозможности услышать присягу главы государства; суд его иск отклонил.
Борьба с чеченцами в поп-MMA
В Москве вечером 12 ноября был сорван турнир поп-ММА любительской лиги Hype Fighting, которую организовал чеченский блогер Мухаммед Носаев (он же Альфредо Аудиторе), сын общественного помощника Рамзана Кадырова в Волгоградской области Тамерлана Носаева. В октябре чеченские власти запретили уроженцам республики принимать участие в любительских боях как "порочащих честь" народа.
Силовики прервали приветственную речь Носаева, чуть позже организаторы заявили, что бои отменяются. С чем именно связан визит правоохранительных органов, неизвестно. Есть две неподтвержденные версии: по одной – турнир не был согласован с властями, по другой – на лигу Hype Fighting пожаловались некие общественники, которые обвинили организаторов в пропаганде наркотиков и рекламе казино.
О проблемах Мухаммеда Носаева с законом сообщалось еще в конце прошлого года. Блогера якобы подозревают в употреблении и хранении наркотиков, мошенничестве, клевете, укрывательстве преступников, давлении на потерпевших и нарушении частной жизни, писал предположительно связанный с силовиками телеграм-канал "ВЧК-ОГПУ". Однако о каких-либо официальных обвинениях не сообщалось.
В начале октября 18-летний министр спорта и старший сын главы Чечни Ахмат Кадыров пригрозил чеченским бойцам поп-ММА, которые допускают "непристойное поведение". От уроженцев республики потребовали прекратить участвовать в любительских турнирах, нарушителям младший Кадыров пригрозил "конкретными мерами" – что именно имеется в виду, он не уточнил.
Алаудинов и драка в Анапе
Суд в Анапе прекратил уголовное дело о драке у местного клуба, по которому проходили как минимум двое уроженцев Чечни. По статье об умышленном причинении легкого вреда здоровью из хулиганских побуждений им могло грозить до двух лет лишения свободы каждому. Речь идет о конфликте, который произошел ночью 3 сентября, тогда были избиты двое аниматоров – согласно официальной версии, они вступились за девушку, которая отказалась знакомиться.
Ночная потасовка у клуба могла остаться обычным курортным конфликтом, если бы в ситуацию не вмешался командир чеченского спецназа "Ахмат" Апти Алаудинов. После ареста земляков он заявил, что девушки сами "спровоцировали" их на драку словами о "тикток-войсках" (так называют кадыровцев из-за постановочных видео с фронта) и что обвиняемых преследуют "по национальному признаку" из-за некоего "требования сверху". Именно драка в Анапе стала причиной скандального высказывания Алаудинова в эфире радио "Комсомольская правда", когда генерал обвинил россиян в предвзятом отношении к уроженцам Чечни: "Чеченцы же главные враги России. Для вас не враги украинцы, понимаете. Для вас не враги украинские бандформирования, для вас не враги блок НАТО, ваш главный враг – это чеченцы".
Алаудинов также признавался, что один из обвиняемых по делу о драке – Зелимхан Заурбеков – имеет благодарственное письмо от самого командира "Ахмата" как "волонтер СВО". Один из пострадавших после потасовки заявлял, что не имеет претензий к арестованным уроженцам Чечни, – это обращение, вероятно, было записано под давлением. 12 ноября суд в Анапе заявил, что стороны конфликта пришли к примирению, прекратил уголовное дело и отпустил двоих чеченцев и еще одного обвиняемого на свободу. Алаудинов это решение не комментировал.
Проблема конфликтных отношений с выходцами из Чечни всегда была актуальна для Кубани в постсоветский период, заявил в комментарии для подкаста Кавказ.Реалии родившийся в Краснодаре и ныне живущий в Украине политолог Михаил Савва:
"Эта проблема только обостряется в период российской агрессии против Украины, поскольку многие кадыровцы, получив оружие, воспринимают это как сигнал к тому, что им можно все. И действительно на оккупированной территории, на фронте, им можно практически все, их не наказывают за военные преступления и преступления против человечности. Они переносят эту модель поведения туда, где почему-то местные власти от них такого не ждут, хотя следовало бы. Я полагаю, что эта проблема будет только обостряться, поскольку значение чеченских формирований для российского режима постоянно увеличивается. Страх внутренних потрясений приводит к тому, что Кремль хочет опираться на тех, кто кровно заинтересован в сохранении этого режима, а именно – на чеченские формирования, которые при этом подчиняются в большей степени Рамзану Кадырову, а не федеральной власти".
Подпишитесь на подкаст Кавказ.Реалии:
Форум