27 января – Международный день памяти жертв Холокоста. Его отмечают в день освобождения узников лагеря смерти Аушвиц-Биркенау в польском городе Освенцим в 1945 году, ровно 80 лет назад. Как Холокост коснулся Северного Кавказа, кем были убитые и кем – их палачи, а также что стало с горскими евреями в период оккупации немецкими войсками? Эти и другие вопросы ведущий подкаста "Хроника Кавказа" Майрбек Вачагаев обсуждает с историками Кириллом Феферманом и Юрием Радченко.
Кирилл Феферман – старший преподаватель кафедры современной еврейской истории Ариэльского университета в Израиле. Изучает историю Второй мировой войны и Холокоста, включая их влияние на Ближний Восток.
– Уважаемый Кирилл, в России мало говорят о Холокосте на Северном Кавказе. Почему так?
– Ну, людям вообще свойственно смотреть вперед и не оглядываться назад. Поэтому не мудрено, что события, лично их не затронувшие, могли не отразиться в коллективной или индивидуальной памяти. При этом немецкая армия в 1941–1942 годах дошла примерно до Таганрога на севере, Элисты на востоке и Моздока на юге.
– До прихода немецкой армии в этот регион еврейские общины были как-то локализованы?
– Говоря о Советском Союзе, понятие "еврейские общины" неприменимо, потому что советская власть способствовала фрагментации общества. Евреи проживали на территории Северного Кавказа еще с дореволюционных времен, но это было скорее исключением из правил, потому что территория находилась вне знаменитой черты оседлости, внутри которой позволялось проживание евреев в период Российской империи.
Горские евреи испокон веков проживали в Осетии, Дагестане, Кабардино-Балкарии и Чечне. Российская империя как бы позволила им продолжать жить там после того, как армия овладела Кавказом в 1864 году. Но это не значит, что им было позволено проживать в других местах на территории Северного Кавказа.
Позже на эту территорию отправился небольшой поток евреев из бывшей черты оседлости, из европейской части страны. Потому что советский Северный Кавказ имел известные преимущества с точки зрения обычного советского человека. Например, относительное изобилие еды. В голодное время это был немаловажный фактор – за счет этого еврейское население несколько увеличилось по сравнению с дореволюционным периодом.
Кроме того, с начала вторжения немецкой армии в 1941 году на Северный Кавказ хлынул очень серьезный поток беженцев из европейской части страны. Речь идет о десятках тысячах человек, которые спасались от немцев. Северный Кавказ был вполне нормальным местом – неидеальным для того, чтобы осесть, но оттуда можно было попытаться прорваться дальше, во внутренние регионы Советского Союза.
Проблема в другом: в 1941 году немецкие войска продвигались с ошеломляющей скоростью. Выяснилось, что местные органы власти неспособны обустроить и накормить такое невиданное количество беженцев на Кавказе. И, поскольку признаться в этом открыто перед Москвой было совершенно невозможно, оставалось только выдать эту проблему как проблему с безопасностью.
– У бежавших евреев была информация о том, что происходит на уже захваченных территориях?
– Это важнейший элемент истории Холокоста, в том числе и на советских территориях. В 1941 году, конечно, информации было меньше. Она была на уровне слухов, которые частично подтверждала советская пресса, но нигде не указывалось, что немцы зациклены на уничтожении евреев. Это подавалось как репрессии против лояльных советских граждан, активистов, членов партии и так далее. Евреи упоминались, но не особо. Поэтому советский человек, прочитав газету, не мог понять однозначно, кому прежде всего угрожает немецкая оккупация.
Конечно, информация из оккупированных территорий на неоккупированные территории не перетекала. Это была достаточно грандиозная по своим масштабам операция с точки зрения немецких властей по уничтожению всего еврейского населения.
Речь идет о порядка двух миллионах евреев, убитых на территории СССР. Но все эти территории были засекречены – те, кто много болтал, мог заплатить за это своей жизнью. Поэтому информация перетекала на уровне слухов. В целом нельзя было сделать из этого вывод, что репрессии носят повсеместный характер.
– Какие ключевые этапы можно выделить в развитии Холокоста на юге России?
– История Холокоста на юге началась с частичным захватом Ростова-на-Дону в конце ноября 1941 года. Там зарегистрировали еврейское население, но на этом все закончилось – немецкая армия вынуждена была отойти из города. Геноцида евреев на тот момент не было, я бы сказал, постреляли тех, кто попался под руку. Больше не успели просто.
А, например, в Таганроге, втором по величине городе Ростовской области, который находился под устойчивым контролем немецкой армии, в первые две недели были расстреляны 1,8 тысячи евреев.
В 1942 году нацистская армия наступала по двум направлениям: в районе Сталинграда и на Кавказе, где так называемая операция "Блау" началась в середине июня. Были захвачены Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Ставропольский край, Краснодарский край и Ростовская область, где и проживала большая часть еврейского населения. Все, что попало под пяту немецкой армии, было полностью защищено. Начинали с больших городов, а дальше эти разъездные команды ехали по деревням, станицам. Полгода им с лихвой хватило.
– Кто непосредственно участвовал в преследовании евреев? Можно ли говорить, что это была исключительно немецкая армия?
– Если мы будем придерживаться юридических терминов, то немецкая армия лишь ограничивала и охраняла периметр – этим занимались службы безопасности, полиция, СС.
Эти подразделения были очень немногочисленны, а территория, которую предстояло зачистить, большая. Поэтому без помощи местного населения это было бы все медленно и не так тщательно. Нашлось немалое количество коллаборантов – часть из них были движимы антиеврейскими настроениями, большая часть, как мне полагается, движимы были антисоветскими настроениями.
Надо сказать, что советская власть на Северном Кавказе в предвоенный период была не особенно популярна, мягко говоря. Это, например, регион, где дольше всего шла Гражданская война и белые смогли оказать наибольшее сопротивление. Мусульманские группы регулярно организовывали восстания в национальных регионах. Их жестоко подавляли, что не могло способствовать росту популярности советской власти. Еще надо вспомнить, как советская власть прошлась и по казачьему населению, поэтому немцы в первую очередь рассчитывали на помощь казачества.
Раньше я полагал, что это действительно был некий "медовый месяц" между нацистской Германией и казаками. Этой точки зрения придерживалась наука до недавнего времени. Но в последнее время я частично изменил свою точку зрения, потому что все-таки настоящих казаков, которые могли похвастаться своим казачьим происхождением, на мой взгляд, к 1941 году оставалось уже в тех краях немного из-за политики расказачивания, депортации, очень жестко проводившейся на Северном Кавказе. Немцы принимали за казаков тех, кто сам объявлял себя казаком.
– Кем были жертвы Холокоста по статусу, возрасту, профессии?
– Северный Кавказ – достаточно необычный в этом смысле регион, потому что значительная часть жертв Холокоста не жили здесь до Второй мировой войны. Это были пришлые люди, они отличались даже в одежде, прическах. Вероятно, даже их русский язык частично отличался, ведь для прибывших из западных регионов СССР, которые были присоединены только в 1939 году, русский был неродным.
Значительная часть беженцев были женщины, старики и дети. Взрослого мужского населения было существенно меньше, что говорит о невозможности сопротивления.
– То есть это было не убийство тех, кто сопротивлялся немецкой армии, а убийство исключительно по происхождению, из-за записи в паспорте?
– Безусловно. В отличие от подавляющего большинства других групп, для которых у немцев нужен был хоть какой-то предлог, например связи с партизанами, пусть и надуманный. Но немцам нужна была хоть какая-то причина, чтобы снести всю деревню с "подозреваемыми".
В случае с евреями ничего такого не было. Достаточно было указания, что человек еврей, и его судьба была решена. Потому что, с точки зрения нацистской Германии, в мире не должно было остаться евреев. И задача заключалась в ускорении этого процесса по всему миру.
– Что можно сказать о числе жертв Холокоста на Северном Кавказе?
– По моим оценкам, на оккупированных немецкой армией территориях Северного Кавказа было убито около 30 тысяч евреев. Недавно была опубликована новая монография историка Александра Круглова на тему Холокоста в России – он считает, что эта оценка занижена и можно говорить о 40–50 тысячах убитых.
Выяснилось, что можно было уничтожить массу людей. Они приходили на сборный пункт, у них забирали вещи, изымали документы, и все. Никакого следа.
А что оставалось в немецких документах? Они писали, что такая-то территория, район, область зачищена от евреев полностью. Если еще в 1941 году конкретные цифры убитых фигурируют в немецких отчетах, то в 1942 году они уже с опаской стали публиковать их даже во внутренних отчетах, потому что боялись утечки информации. Но одно не подлежит сомнению: уничтожение было поголовным, а шансы выжить в оккупированных регионах были очень маленькие.
Юрий (Амир) Радченко, кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра современной истории им. Миколы Гаевого Украинского католического университета, старший преподаватель кафедры восточной филологии Таврического национального университета имени Владимира Вернадского. Научные интересы: история Холокоста, история иудаизма, украинско-еврейские отношения, коллаборация в Центральной и Восточной Европе в период Второй мировой войны, история праворадикальных движений в Европе в 1920-1940-х годах.
– Уважаемый Юрий, как развивался Холокост в Краснодарском крае? Существуют ли точные данные о количестве жертв в этом регионе?
– Если говорить о Краснодарском крае, нужно знать, что было вокруг – в Ростовской области и Ставропольском крае. Оккупация длилась, по сути, шесть месяцев. Как уже отметил Кирилл Феферман, большинство убитых за эти шесть месяцев, с августа 1942 года по январь 1943 года, были эвакуированными евреями.
Это люди, которым повезло выехать в 1941 году, а потом они попали под вторую оккупацию. Важно подчеркнуть, что среди убитых на территории Краснодарского края и Ставрополья были не только ашкеназские евреи, но и горские евреи и караимы.
Кроме того, не было системы геттоизации. Был издан призыв к местному еврейскому населению о переселении. Их собирали в одном месте, вывозили и расстреливали. Это были очень быстрые убийства. Они шли по нарастающей, пик преследования, ограбления и убийств приходится на конец августа - начало сентября 1942 года.
По переписи населения 1939 года в Краснодарском крае жили где-то около 7,3 тысячи евреев, на территории Ставрополья – около 7,8 тысячи евреев. Большинство из них были ашкеназы.
– Для немецкой администрации не было разницы между ашкенази и горскими евреями?
– Это хороший вопрос. В 1942 году в Германии шла дискуссия о горских евреях, потому что они отличались по традициям от ашкеназского населения, особенно ассимилированного. Некоторые структуры в Германии "исследовали" этот вопрос в общинах на территории Кабардино-Балкарии и писали потом, что эти люди непохожи на евреев ашкеназов. Но эта дискуссия шла и после того, как немецкая армия оставила Кавказ.
Кроме того, сыграл еще фактор взаимоотношений между горскими евреями и местным мусульманским населением. Это были люди одного культурного поля. Есть история о Селиме Шадове, который занимал пост Национального совета Кабардино-Балкарии осенью 1942 года. К нему приходили представители горских евреев и просили защиты. Он убеждал немцев, что 100 лет назад эта группа горцев приняла иудаизм, они никакого отношения к этим ашкенази в расовом отношении не имеют. И это во многом спасло этих людей. Но, подозреваю, если бы нацистская оккупация на территории Северного Кавказа продлилась бы дольше, то, конечно, судьба горских евреев была бы печальная.
– Когда я искал материалы по Холокосту на Северном Кавказе, я не нашел никаких работ или сборника документов до 1990-х годов. То есть в советский период об этом не было принято говорить в регионе. Мы знали Бабий Яр, о том, что происходило в Польше, о концентрационных лагерях, но не о том, что произошло на юге. Почему советская власть стеснялась называть это Холокостом?
– Тут надо разделить политику советской власти и практики еврейских общин. Когда Советский Союз стал более открытым, началась интеграция в постсоветском пространстве памяти общин, стали устанавливать памятники.
На территории известной Змеевской балки в Ростове-на-Дону паямятник установили под давлением еврейского населения. Часто, однако, памятники носили характер нейтрально советский, на них писали, что здесь погибло мирное советское население.
Почему? По политическим соображениям, из-за советского антисемитизма, это первый фактор. Второй – разрыв отношений с Израилем в определенный момент.
***
По данным историка, основателя и сопредседателя научно-просветительного центра "Холокост", вице-президента Межрегионального фонда "Холокост" Ильи Альтмана, жертвами Холокоста на территории России в ее современных границах стали более 120 тысяч евреев. Подавляющее большинство этих жертв (62,2 тысячи человек) были уничтожены на территории Ставропольского и Краснодарского краев, а также в Ростовской области. Общее число евреев, убитых на юге России и на Северном Кавказе, достигает от 31 тысячи до 70 тысяч человек. Почему такая разница? Восстанавливать имена и дополнять общий список приходится из год в год, на протяжении 80 лет.
___
Для тех, кто хотел бы подробнее ознакомиться с обсуждаемыми вопросами в подкасте, рекомендуем работу: If We Had Wings, We Would Fly to You: A Soviet Jewish Family Faces Destruction, 1941–42, Academic Studies Press; 2020
Подписывайтесь на подкаст "Кавказская хроника с Вачагаевым" на сайте Кавказ.Реалии и слушайте нас на Apple Podcasts – Spotify – YANDEX MUSIC – YOUTUBE и на других многочисленных аудиоплатформах.
Форум