Ссылки для упрощенного доступа

Грузия оказалась слишком хороша для Ирана


Иранские туристы в Тбилиси
Иранские туристы в Тбилиси

В Тбилиси растет настороженность по отношению к визитерам из соседней страны

Представитель МИД Ирана Бахрам Кассеми высказал претензии Грузии из-за депортации из страны около 200 граждан Ирана. Как подчеркнул иранский дипломат, некоторые не смогли въехать в Грузию, несмотря на наличие "заслуживающих доверия документов". Он пообещал обсудить с грузинской стороной этот вопрос.

Динамика посещений Грузии гражданами Ирана в нынешнем году не очень изменилась по сравнению с предыдущим, однако депортации иранцев приняли интенсивный характер за последние месяцы.

В прошлом году Грузию посетили 323 тысячи граждан этой страны, что сопоставимо со статистикой поездок граждан Евросоюза (320 тысяч человек). Согласно данным МВД, предоставленным по запросу "Эха Кавказа", в прошлом году в посещении Грузии было отказано 169 иранцам, а за 10 месяцев текущего года эта цифра выросла более чем в десть раз – 1949 человек. Однако интенсивность депортаций возросла после августа – 1258 человек, что, впрочем, не превышает 1,3% от общего количества иранских визитеров (93 825 человек).

Востоковед, профессор Университета Ильи Георгий Саникидзе увязывает факт учащения депортаций иранцев с некоторыми изменениями таможенных правил:

"Из-за тяжелой экономической ситуации в Иране многие предпочитают перебираться в Грузию. На это есть ряд причин: в отличие от Ирана, в Грузии действует либеральное налоговое законодательство, позволяющее вести свободный бизнес, к тому же между государствами нет визового режима, и, учитывая сравнительную географическую близость, для все большего числа иранцев Грузия является своеобразным оазисом".

Однако в этих безвизовых отношениях присутствует один нюанс, уточнил эксперт. На территории Грузии гражданам Ирана разрешается находиться не более 45 дней, после чего они должны вернуться в Иран на определенный период:

"Часто они формально пересекают границу соседних стран и тут же возвращаются обратно, так как имеют здесь бизнес. Раньше на это смотрели сквозь пальцы, но в последнее время грузинская сторона стала более внимательно подходить к таким случаям. По моей информации, несмотря на громкие заявления иранской стороны, посольство этой страны в Тбилиси работает в режиме повышенной нагрузки в связи с наплывом желающих получить вид на жительство в Грузии. Поэтому речь тут идет не о простых туристах, а о людях, принявших твердое решение обосноваться в Грузии".

Аналитики считают, что многочисленность иранских мигрантов вынуждает правительство Грузии ужесточать миграционное законодательство. В частности, финансовый ценз для получения "инвестиционного" вида на жительства будет поднят в 2,5 раза – до 300 тысяч долларов. Также будут введены механизмы, не позволяющие отозвать средства обратно – будет выдано пятилетнее разрешение на жительство с обязательным оборотом в 120 тысяч лари в год и обязательным его документированием. В противном случае вид на жительство будет отменен. Поправки уже поступили в парламент, и эксперты считают, что некоторые иранцы спешат до их принятия получить вид на жительство.

По мнению политического и военного аналитика Амирана Салуквадзе, поправки способны упорядочить миграционную политику Грузии:

"Грузия является привлекательным государством для жителей некоторых государств. Поэтому власти заняты поиском баланса, чтобы, с одной стороны, не изолировать страну, а с другой – не принимать решений, подрывающих ее безопасность".

Вместе с тем аналитик исключил ужесточение контроля грузинских границ на фоне ужесточения американо-иранской риторики.

"Не думаю, что последняя депортация иранских граждан как-то связана с тем, что США на днях осудили испытание баллистических ракет иранской стороной. Грузия является стратегическим партнером США, но я не вижу связи между этими событиями. Наверняка у спецслужб были обоснованные претензии", – резюмировал Амиран Салуквадзе.

Впрочем, согласно статистике МВД Грузии, абсолютным рекордсменом по количеству депортированных граждан является Индия. За неполные три года этим мерам подвергались около четырех тысяч граждан этой страны.

Ираклий Орагвелидзе

"Эхо Кавказа"

XS
SM
MD
LG