В ночь с 5 на 6 апреля в Кабардино-Балкарии произошло убийство - сильно нетрезвые силовики пристали к двоим местным жителям, внаглую спровоцировали их на конфликт, после чего зарезали одного из них в драке.
Эта история широко разошлась в кавказском сегменте соцсетей, ее осветили и некоторые СМИ, посвященные кавказской тематике, включая "Кавказ.Реалии", но федеральные сайты, в том числе те, которые считаются оппозиционными или либеральными, этот случай не заинтересовал (а уж тем более российское телевидение).
Первым в федеральном эфире об этой истории заговорил журналист Орхан Джемаль - в программе "Особое мнение" на радиостанции "Эхо Москвы". Это произошло только 11 апреля. Джемаль рассказал то, что ему на тот момент было известно об этой истории.
Двое жителей Приэльбрусья - погибший впоследствии Хусей Макитов и его друг Алим - приехали на поляну Азау, потому что только там в вечернее время работали банкоматы, и натолкнулись на пьяных сотрудников ФСБ, которые еще в кафе, где они до этого отдыхали, вели себя так, словно к ним должен быть особый подход.
ФСБшники потребовали от Хусея и Алима отвезти их на поляну Чегет, рассказал Джемаль. Молодые люди ответили, что они не таксисты, и силовики начали "наезжать". При этом у одного из них был нож, и он набросился на Алима (по данным "Кавказ.Реалии" - ранил его). Тот побежал за помощью, а в это время на дороге около стоянки - перед камерами - сотрудники ФСБ зарезали Хусея.
После этого силовики все-таки доехали до нужного им места с другим таксистом, причем, по словам Джемаля, с ним эти представители "нового дворянства" тоже вели себя очень нагло и так, как будто мужчина должен был их бояться.
Когда приехала полиция, местный балкарец Рамазан Бапинаев, глава этого ФСБшного санатория (по наиболее распространенной версии, силовики были приезжими и отдыхали в специализированном санатории - примечание "Кавказ.Реалии") сначала долго отказывался отдавать этих людей. По словам Джемаля, их удалось задержать только после вмешательства одного из местных старейшин.
"Я считаю, что это событие - общественно важное. Я считаю, что за ходом этого дела обязано следить общество. Я считаю, что ФСБ стала токсичной бандитствующей структурой и нахождение базы отдыха этих людей в Тегенекли - это не менее токсичная вещь, чем свалка отходов в Волоколамском районе", - заявлял журналист в эфире "Эха Москвы".
"Мы просто обязаны обратить внимание, когда вот такие вот сотрудники ФСБ бродят и режут людей. Нужно требовать не только того, чтоб они были наказаны, но и того, чтоб рядом с нормальными людьми не появлялось таких очагов заразы, как санатории ФСБ", - добавил он.
"Мы тоже будем следить за этой ситуацией", - ответил ему ведущий "Эха" Алексей Соломин.
Но вот незадача: на сайте радиостанции нет ни одной новости об этом убийстве. Причем на следующий день после беседы с Джемалем, 12 апреля, в Нальчике прошел митинг по этому поводу - и даже это осталось без внимания.
Точно так же нет новостей про это дело на сайте "Медузы", а "Новая газета" и телеканал "Дождь" выпустили лишь по одной новости о произошедшем - 7 апреля, непосредственно после убийства, когда информация еще была весьма туманна.
Такую же новость 7 апреля выпустил сайт Михаила Ходорковского - "МБХ Медиа". У политика Алексея Навального 12 апреля вышла еженедельная программа, где он обсуждал разные темы, но эта - не показалась ему интересной. Ничего не заявила по поводу этого убийства и Ксения Собчак.
Что это? Федеральные СМИ и политики боятся трогать тему только потому, что это случилось на Кавказе? Им это не надо, не интересно? Об этой истории и правда до сих пор очень мало достоверной информации: силовики молчат, родные погибшего молчат, единственный свидетель произошедшего недоступен. А те и не пытаются раскопать факты.
Но что если бы на месте погибшего Хусея Макитова оказался русский? Как бы отреагировали те же СМИ, если бы сотрудники ФСБ зарезали ни в чем не повинного жителя Калуги или Тюмени?
Последнее дело - взывать здесь к национальностям, не в этом суть (кстати, по данным Джемаля, эти ФСБшники были из Уфы). Это может случиться с каждым - и не в национальности тут дело, а во вседозволенности и полной безнаказанности сотрудников силовых структур. И этот случай не разъединяет, а объединяет жителей страны, где бы они ни были – на Кавказе или в Центральной России, Поволжье или Сибири. Потому что эта "Федеральная служба безопасности" и вот такое государство - общая проблема его граждан.