Погорельцы из высокогорного села Дагестана намерены митинговать и голодать, а также рассказать главе республики о недобросовестных чиновниках. Причина: по истечении четырех месяцев со времени пожара, так и не решен вопрос компенсации за их сожженные дома.
9 января жители села Мокок из Цунтинского района подали заявку в министерство юстиции республики на проведение санкционированного митинга в Махачкале и Мококе. Инициативная группа из сельчан рассказала «Кавказ. Реалии», что они намерены попасть на прием к главе республики и рассказать о ситуации вокруг возмещения вреда, причиненного им пожаром.
Сельчане не видели списка погорельцев.
По их словам, до сих пор не выплачена компенсация (кроме гуманитарной помощи от обычных земляков), не составлен акт о пожаре, не уточнен список пострадавших, не выполнено обещание властей построить село на новом месте. Сами погорельцы ютятся у родственников в соседнем селе и на равнине республики.
Пожар в Мококе произошел в августе прошлого года. В результате было уничтожено 83 строения. Более 500 человек оказались без крова.
Тогда к погорельцам приезжали секретарь генерального совета партии "Единая Россия" Сергей Неверов и глава республики Рамазан Абдулатипов. Было обещано построить 100 домов на новом месте, проложить объездную дорогу к селу и восстановить все документы погорельцев до 5 сентября.
Мококцы заявляют, что на сегодняшний день ни то, ни другое не сделано.
Часть погорельцев выехала на равнину – в города. Другие остались в селе у родственников, до которых пожар не распространился. Также еще одна часть сельчан находится в соседнем селе Цебари.
«Погорельцы получили гуманитарную помощь (продукты питания, одежда) от близлежащих районов и сел больше, чем от правительства. Простые люди даже собрали деньги в размере 5 млн рублей», - рассказал в беседе с «Кавказ. Реалии» житель Мокока Ильяс Увайсов.
В администрации Цунтинского района заявили, что они отправили пакет документов в Москву и ждут ответа. Также представитель администрации добавил, что уточняется список погорельцев. «Некоторые сельчане вписали себя как пострадавших, мы отсеяли 250 человек из 500 с лишним», - заключил собеседник.
«Очень интересно у них получается! Из моих четверых детей вычеркнули из списка троих. Видите ли, они не прошли регистрацию в федеральной миграционной службе. Ну, надо ж было регистрировать вовремя! Это разве моя вина?» - возмущается погорелец из Мокока Абдулнасыр Абдулазизов.
Абдулазизов также добавил, что сельчане не видели списка погорельцев. Потому у них складывается подозрение, что путем повышения их количества, чиновники хотят выбить себе как можно больше денег.
В селе даже ходят слухи, что деньги получены и уже «съедены» чиновниками.
Уроженец Мокока Абдулсаид Курбанов решил обратиться к главе республики Абдулатипову. Но его письмо, направленное 14 ноября прошлого года, так и потерялось в производственном отделе администрации главы и правительства региона. Тогда Курбанов пошел в общественную приемную премьер-министра РФ Дмитрия Медведева в Махачкале. Там также не дали ему внятного ответа.
«До сих пор не составлен акт о пожаре, - говорит Курбанов. – А в МЧС республики вообще сказали мне, что министерство финансов России отказывается от выплаты компенсации погорельцам, мотивируя это тем, что регион в состоянии возместить ущерб погорельцам».
Согласно федеральному закону «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», если пожар носит техногенный или природный характер, то ущерб от него возмещается федеральным центром, в противном случае – регионом. Как отмечено выше, по пожару в Мококе акт еще не составлен. Соответственно, пока неизвестно: к какой категории он будет отнесен.
«В разговоре со мной глава Цунтинского района Пахрудин Магомединов сказал, что в Москву отправлены документы на возмещение ущерба в размере 700 млн рублей. При этом я спросил его: почему же тогда министерство России отказывается от возмещения ущерба погорельцам из Мокока? Поэтому все это – блеф. В селе даже ходят слухи, что деньги получены и уже «съедены» чиновниками», - заявил Курбанов.
Глава района Магомединов оказался не доступен для оперативного комментария.