Вот уже несколько месяцев организация "Дары Абхазии" гастролирует по Российской Федерации с выставочными мероприятиями. Но вот беда: "дары" оказались не из Абхазии. Томск, Екатеринбург, Курган, Сургут, Чита - где только ни побывали лжеабхазские производители. Мы искали ответы на главные вопросы - кто виноват и что делать?
С одной стороны, то, что абхазскую продукцию, так сказать, пародируют - хорошо. Значит национальный бренд - знак качества. С другой, лжепроизводители нарушают законодательство и едва ли заботятся о качестве. Ведь очень удобно, закупив продукты на ближайшем рынке, придумать, что все это привезено из солнечной Абхазии. А значит и стоит втрое дороже – якобы накрутка за транспортировку. Мошенникам наверняка и в голову не пришло, что в этой самой Абхазии о них станет известно.
Молчание - золото
Возможно, если бы аферисты вели себя чуть скромнее, никакого скандала бы не случилось. Шансов наткнуться в далеких от столицы российских городах на представителей абхазских властей или даже абхазской диаспоры – критически мало. Но аферисты решили не просто заработать на бренде страны, но и прославиться. Так называемые "Дары Абхазии" активно приглашали региональные СМИ освещать их выставки, охотно соглашались на интервью и даже не скрывали собственных имен. Из шквала репортажей, статей и заметок абхазским властям стало известно о существовании мошеннической группы.
Как рассказывает торговый представитель Абхазии в России Олег Барциц, часть продуктов, возможно, действительно производилась хотя бы по абхазским технологиям. Однако встречались и совершенно экзотические наименования. Например, абхазский хамон или сыры, "выдержанные в вине в течение тридцати и более лет". Естественно, в самой стране таких даров попросту нет. Возможно, потому аферистами были выбраны Сибирский, Уральский и Поволжский федеральные округа, ведь на юге и в центре труднее отыскать тех, кто поверил бы в абхазское происхождение "даров".
"Никому не позволим использовать абхазские бренды"
Подозрение вызвали в первую очередь руководители крупных площадок, на которых выставлялись "абхазские" дары. Ни сертификатов, ни документов, доказывающих причастность продукции к Абхазии, на руках у мошенников не было и быть не могло, однако ими, видимо, никто даже не заинтересовался.
"Мы намереваемся в ближайшее время поставить вопрос о том, чтобы все участники подобных мероприятий, связанных с [самопровозглашенной - ред.] Республикой Абхазия, нашими производителями, нашими брендами, получали документы и от торгового представительства. Мы не позволим никому использовать абхазские бренды", - говорит Барциц.
Для этого торговое представительство уже предприняло определенные шаги – разосланы письма в соответствующие муниципальные и другие структуры тех субъектов, в которых гастролеры уже отметились.
Однако достучаться до самих аферистов оказалось непростой задачей, хотя телефон представителя одной из лжеабхазских организаций оказался у Торгпредства довольно быстро. Мы тоже безуспешно пытались дозвониться до молодого человека по имени Карен, но на абхазские номера предприимчивый бизнесмен попросту не отвечал. А в закрытую группу "Дары Абхазии" в одной из соцсетей пользователям из самой Абхазии, как ни парадоксально, путь закрыт.
Между тем действия абхазского торгпредства уже привели к некоторым убыткам в рядах мошенников. Как рассказывает Барциц, из потраченных почти 1,5 миллионов рублей на организацию выставки в Хабаровске аферисты фактически не окупят ничего: в их планах было десять дней работы, однако абхазское торгпредство остановило выставку буквально через сутки.
Пародия на пародию
В процессе разбирательств в обстоятельствах дела абхазское торговое представительство выяснило - существует несколько групп, успешно гастролирующих по российским городам. Между ними уже даже существует некое соперничество. Одни мошенники обижаются на других за то, что те украли у них идею аферы.
С одной стороны, любые мошеннические действия, прикрытые абхазским брендом - прямой урон имиджу страны в случае, если продукция не удовлетворит покупателей. Но с другой стороны, это говорит о востребованности абхазских товаров, считает торговый представитель.
"Это свидетельство того, что российские рынки "разогреты" для абхазских продуктов. Наша продукция востребована и интересна для потенциального покупателя. В результате многолетней работы произошел разворот российского рынка в сторону абхазских брендов", - констатирует Олег Барциц.